Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 653568-7"О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 18 марта 2018 г. N Пр-452 и направлен на совершенствование правового регулирования ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Необходимость внесения изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) обусловлена несовершенством действующей редакции данной нормы, о чем свидетельствует правоприменительная практика.
За период 2015 - 2017 годов выявлено 3,5 тыс. преступлений, предусмотренных статьей 258.1 УК РФ, к уголовной ответственности привлечено свыше 2 тыс. человек.
Вместе с тем остаются высокими масштабы незаконной добычи редких животных и контрабанды их дериватов. Такие преступления, как правило, совершаются группами лиц, в том числе действующими по предварительному сговору либо в составе организованной группы.
Так, в 2018 году в результате спецоперации Дальневосточной оперативной таможни и Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю пресечена попытка контрабандного вывоза в Китай по льду озера Ханка крупной партии дериватов, включающей в себя части пяти особей амурского тигра, 867 лап бурых и гималайских медведей, хвосты изюбров и оленей, 56 кг высушенного жира и семенников лягушек.
При этом оценочная стоимость только медвежьих лап составляет 55 млн. рублей. По оперативным данным, перехваченная партия является лишь частью приготовленных к контрабанде дериватов.
Вместе с тем пресечение приготовления к контрабанде таких крупных партий дериватов затруднено недостатками конструкции статьи 258.1 УК РФ.
Так, по экспертным оценкам, незаконная добыча животных и сбыт их дериватов профессиональным скупщикам и контрабандистам совершаются группами браконьеров, сговорившихся на совершение единичного преступления.
Однако в рассматриваемой статье УК РФ квалифицирующий признак совершения преступления группой лиц по предварительному сговору отсутствует, что не позволяет привлечь участников преступной группы к ответственности, соразмерной тяжести содеянного. В то же время в статьях 256 "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов" и 258 "Незаконная охота" УК РФ такой квалифицирующий признак предусмотрен.
В связи с чем законопроектом вносятся изменения в части третью и третью.1 статьи 258.1 УК РФ, дополняющие их новым квалифицирующим признаком в виде совершения преступления группой лиц по предварительному сговору.
Кроме того, конструкция частей второй и второй.1 статьи 258.1 УК РФ значительно сужает круг субъектов преступления, не позволяя привлечь к ответственности лиц, использующих служебное положение, но не относящихся к числу должностных лиц (например, работников заповедников, заказников, научных организаций, охотничьих хозяйств).
По указанным причинам свыше 97% преступников, в том числе действовавших в составе группы по предварительному сговору либо использовавших служебное положение, осуждены по наименее тяжкой части первой статьи 258.1 УК РФ.
Об этом свидетельствуют данные правоприменительной практики.
Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2016 году из общего количества осужденных по статье 258.1 УК РФ, которое составило 370 человек, 361 лицо было осуждено по части первой данной статьи.
Аналогичная ситуация наблюдалась в 2017 году и в первом полугодии 2018 года. Из 368 лиц, осужденных по статье 258.1 УК РФ в 2017 году, 340 понесли наказание по части первой указанной статьи, 1 лицо было осуждено по части второй и 27 лиц - по части третьей. В первом полугодии 2018 года из 140 лиц только лишь 15 были осуждены по части третьей рассматриваемой статьи, а 125 - по части первой.
Исходя из этого законопроектом расширяется круг субъектов преступлений, предусмотренных пунктом "а" части второй и частью второй.1 статьи 258.1 УК РФ, путем замены квалифицирующего признака "совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения" на такой квалифицирующий признак, как "совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения".
Такой подход уже используется в части третьей статьи 256 "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов", части второй статьи 258 "Незаконная охота" и пункте "в" части второй статьи 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" УК РФ и других статьях уголовного закона.
Вопросы правоприменения данных норм разъясняются в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", согласно которому к лицам, использующим свое служебное положение при совершении вышеназванных преступлений, относятся должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также лица, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 "Злоупотребление полномочиями" УК РФ.
Использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими экологических преступлений.
Однако в настоящее время субъектом преступлений, предусмотренных частями второй и второй.1 статьи 258 УК РФ, является только должностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, что не позволяет привлекать к ответственности работников зоопарков, заповедников и иных особо охраняемых территорий, научных организаций, специальных мест передержки, содержания и разведения животных, не относящихся к числу должностных лиц, но использующих свое служебное положение при совершении преступлений.
Наряду с этим законопроектом предлагается внести изменение в часть первую статьи 258.1 УК РФ, усиливающее наказание в виде принудительных работ и лишения свободы на срок до четырех лет взамен предусмотренного трехлетнего срока. С учетом принятого Федерального закона от 27 июня 2018 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", предусматривающего дополнение статьи 258.1 УК РФ новыми частями первой.1, второй.1, третьей.1 законопроектом в целях сохранения конструкции уголовно-правовой нормы были скорректированы сроки принудительных работ и лишения свободы в санкциях частей первой.1 - третьей статьи 258.1 УК РФ в сторону увеличения.
Так, в частности в части первой.1 указанной статьи УК РФ были увеличены сроки наказания в виде лишения свободы и принудительных работ до пяти лет взамен имеющегося до четырех лет.
Аналогичным образом в части второй статьи 258.1 УК РФ были увеличены сроки наказания в виде лишения свободы до шести лет взамен имеющегося до пяти лет, в части второй.1 - до семи лет взамен имеющегося до шести лет, в части третьей - до восьми лет взамен имеющегося до семи лет.
Перевод деяний, предусмотренных статьей 258.1 УК РФ, к категории преступлений средней тяжести и тяжким, позволит проводить полноценный спектр оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренный Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", включая прослушивание телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи получение компьютерной информации.
Полагаем, что предлагаемые законопроектом меры по совершенствованию статьи 258.1 УК РФ будут являться действенным правовым механизмом пресечения преступлений в сфере охраны особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.