Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 655421-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в части временного ограничения экспорта отдельных видов товаров"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части реализации задачи по разработке национального проекта в сфере экологии, предусматривающего сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
В указанных целях настоящий проект федерального закона вносит изменения в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", предусматривающие возможность установления ограничений на вывоз отдельных товаров за пределы Российской Федерации, а также устанавливающий конкретную норму, направленную на ограничение экспорта древесины, круглых колотых лесоматериалов из неё (кроме дров и древесины, непригодной для промышленной переработки), также пневого осмола и технологической щепы до 31 декабря 2035 года.
Указанной нормой, в частности, устанавливается, что заготовка древесины, круглых колотых лесоматериалов из неё (кроме дров и древесины, непригодной для промышленной переработки), также пневого осмола и технологической щепы до 31 декабря 2035 года допускается только в целях их переработки на территории Российской Федерации либо использования без переработки на территории Российской Федерации. При этом коды видов вышеуказанных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом определяется, что механизм реализации устанавливаемых ограничений оборота древесины, круглых колотых лесоматериалов из неё (кроме дров и древесины, непригодной для промышленной переработки), также пневого осмола и технологической щепы, а также иные положения, не урегулированные Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", связанные с реализацией указанных ограничений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подобные меры имеют на сегодняшний день высокую степень актуальности по ряду обстоятельств. Различными представителями уполномоченных ведомств и государственных органов неоднократно подчеркивалось, что ситуация с лесным хозяйством в Российской Федерации в настоящий момент критична, а отрасль криминализирована.
Несмотря на постоянный рост экспорта необработанных лесоматериалов (2013 году - 223 258,1 м. куб., в 2014 году - 220 623,6 м. куб., в 2015 году - 297 942,5 м. куб.) доходы от него не возрастали, а снизились более чем на 20 процентов в 2015 году по отношению к 2014 году.
Одновременно с этим на сегодняшний день не разрешенным остается вопрос естественного воспроизводства лесов, что вызывает серьезное общественное беспокойство в регионах Российской Федерации, на территории которых традиционно произрастает лес.
Кроме того, критической проблемой, признанной и Председателем Правительства Российской Федерации, и Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и многими иными лицами, является проблема критической криминализированности лесной отрасли, несмотря на предпринимаемые меры по введению ЕГАИС учета древесины и сделок с ней. Объем незаконной вырубки лесов увеличивается с каждым годом более чем на 10 процентов, а в отдельных субъектах Российской Федерации вырубается более половины лесного фонда.
Одновременно с этим Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" установлена необходимость увеличения объемов строительства жилья и доведения его до 120 миллионов квадратных метров. Указанная задача, по мнению авторов, должна решаться в том числе путем строительства не только многоквартирных домов, но и частного деревянного домостроения в сельских территориях, обеспечивая таким образом важнейшее направление пространственного развития Российской Федерации - улучшение условий жизни жителей села и освоение сельской местности.
По мнению авторов, единственным решением всех вышеуказанных проблем в настоящий момент может стать исключительно принятие предусмотренных настоящим проектом федерального закона мер - ограничение экспорта древесины, круглых колотых лесоматериалов из неё (кроме дров и древесины, непригодной для промышленной переработки), также пневого осмола и технологической щепы до 31 декабря 2035 года.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в части временного ограничения экспорта отдельных видов товаров"
Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в части временного ограничения экспорта отдельных видов товаров"
В связи с принятием настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации:
разработать в течение 30 дней со дня вступления настоящего Федерального закона в силу механизм реализации ограничений оборота древесины, круглых колотых лесоматериалов из неё (кроме дров и древесины, непригодной для промышленной переработки), также пневого осмола и технологической щепы, а также иные положения, не урегулированные настоящим Федеральным законом, связанные с реализацией указанных ограничений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.