Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 659405-7 "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере не менее половины величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Конституция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; государство призвано обеспечивать государственную поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Россия только за последнее время списала 95% долга Узбекистана (889,3 миллиона долларов, в том числе проценты - 388,7 миллиона долларов), списала полностью долг Кубы в размере 31,5 миллиарда долларов, долг КНДР в 11 миллиардов долларов и т.д.
Одновременно с указанными шагами государство урезает или не индексирует социальные выплаты, в том числе размеры так называемых "детских пособий" по уходу за детьми до 1,5 и 3 лет, государственная поддержка семей с детьми до 14 лет еще менее существенна.
Дети - будущие активные граждане своего государства, которые будут по прошествии времени обеспечивать его обороноспособность, конкурентоспособность экономики и процветание своей страны. Но для должного ухода за ними, воспитания, образования, здравоохранения родители несут огромные расходы, которые никак не сопоставимы с размерами социальных выплат, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Путь индексации таких выплат является тупиковым, он не способен никак изменить ситуацию.
Сложившаяся ситуация вызывает и другие комплексные проблемы. Так, например, семья, воспитывающая одного ребенка, часто вынуждена отказываться от рождения второго ребенка, так как одному из родителей придется увольняться с работы, а это может поставить семью на грань выживания. В свою очередь, дети лишаются возможности находится постоянно под опекой одного из родителей, либо семья оказывается не в состоянии позволить себе записать ребенка в спортивные секции или кружки, так как не позволяет материальное состояние, и таланты ребенка, который в будущем мог бы стать гордостью своей страны, останутся нераскрыты.
Если государство пересмотрит само отношение к воспитанию детей и будет рассматривать уход за ребенком в качестве полноценной работы, примет необходимые для этого меры, ситуация коренным образом изменится.
По этой причине инициаторы проекта закона исходят из установления пособия по уходу за ребенком из размера не менее половины уровня среднего прожиточного минимума по России, который на сегодняшний день составляет 10 444 рублей на душу населения, то есть в размере 5 222 рубля. Такой подход в значительной мере вытекает из Конституции Российской Федерации.
Существующее законодательное регулирование данной сферы общественных отношений является бессистемным, а граждане и правоприменители не всегда могут разобраться в том, какие выплаты в размере нескольких сот рублей положены в той или иной ситуации. Ситуацию усугубляет постоянный пересмотр подзаконных актов, а также чрезмерная динамичность регионального законодательства. Все эти факторы говорят о необходимости установления на федеральном уровне единого детского пособия на детей до 14 лет.
На запрос об установленном размере ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщило, что пособие на ребенка в 2018 году выплачивается в размере от 90 рублей в республике Алтай до 4 290 в Московской области. И только в городе Москве данный показатель составляет от 4 000 до 10 000 рублей. Пособия на ребенка устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Учитывая архиважную государственную задачу по увеличению рождаемости, считаем обоснованным определение размера кратно числу детей до 14 лет в семье. То есть чем больше детей в семье, тем большим будет размер ежемесячных выплат.
Процедура субсидирования в России стоит на важном месте в распределении социальной помощи между гражданами. В этой области можно оформить разные виды пособий для отдельных сфер жизнедеятельности.
Субсидирование разных сфер жизни населения проводится в России ежегодно. Каждый член общества может претендовать на те или иные варианты скидок. Но есть и обязательные условия, которым необходимо соответствовать.
Определяя размеры выплат исходя из указанного подхода к воспитанию детей, полагаем обоснованным закрепление его за показателем не менее половины среднего уровня прожиточного минимума по России, который на II квартал 2018 года установлен в размере 10 444 рублей, а именно в размере 5 222 рубля. Кроме того, привязка размера пособия к уровню прожиточного минимума по России будет означать регулярную автоматическую его индексацию.
Данная инициатива направлена на долгосрочную перспективу. Ее реализация окажется крайне затратной для федерального бюджета, но это тот случай, когда цель оправдывает средства. Здоровые взрослые люди, получившие должное воспитание, образование, уход в семье, будут приносить значительно больший доход бюджету и экономике в целом, чем затраты на реализацию инициативы. Такая мера со временем способна обеспечивать значительный рост и процветание страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере не менее половины величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации"
На II квартал 2018 года величина прожиточного минимума на душу населения составляет 10 444 рублей, не менее половины составляет 5 222 рублей.
По данным Росстата общее число граждан до 14 лет составляет около 26 млн. 900 тысяч человек, подавляющее число которых благодаря эффективным мерам государственной социальной политики воспитываются в семье.
Расчет средств, необходимых для реализации проекта Закона, произведен по следующей формуле:
С = S х 5 222 х 12 х К
где:
S - число детей до 14 лет;
К - коэффициент-дефлятор на 2018 год.
С = 26 900 000 х 5 222 х 12 х 1,686
Итого: 2 842 025 457 600 (Два триллиона восемьсот сорок два миллиарда двадцать пять миллионов четыреста пятьдесят семь тысяч шестьсот) рублей.
Указанная формула, как и исходные данные, нуждаются в уточнении уполномоченными органами исполнительной власти для определения реальной потребности в бюджетных ассигнованиях на реализацию проекта Закона.
1. Учитывая, что сумма пособия составит 5 222,00 руб. с учетом ежегодной индексации на инфляционный прогноз, принятый за 4% в год, в течение 13 лет за ребенка будет выплачено:
Год |
Месячная выплата с учетом годовой инфляции 4%, руб. |
Всего за год, руб. |
1 |
5222,00 |
62664,00 |
2 |
5430,88 |
65170,56 |
3 |
5648,12 |
67777,38 |
4 |
5874,04 |
70488,48 |
5 |
6109,00 |
73308,02 |
6 |
6353,36 |
76240,34 |
7 |
6607,50 |
79289,95 |
8 |
6871,80 |
82461,55 |
9 |
7146,67 |
85760,01 |
10 |
7432,53 |
89190,41 |
11 |
7729,84 |
92758,03 |
12 |
8039,03 |
96468,35 |
13 |
8360,59 |
100327,08 |
ИТОГО |
1041904,16 |
2. При заработной плате в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей ежемесячное начисление налога НДФЛ составит 3 250 руб./мес.
3. Общую сумму выплат за период в 13 лет, равную 1 041 904,16 руб., гражданин сможет вернут отчислениями налога на доход физических лиц через: 1 041 904,16/3 250 = 320,6 месяцев или 26,7 лет.
4. При условии, что гражданин начал трудовую деятельность в 23 года, полностью погасить ежемесячные денежные выплаты по пособию на ребенка за период в 13 лет отчислениями налога НДФЛ от уровня заработной платы в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) он сможет через 26,7 лет или по достижении возраста 49,7 лет.
Можно говорить о значительных расходах бюджета, однако в среднесрочной перспективе очевидно повышение уровня жизни семей воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, рост их покупательской способности и, как следствие, определенное повышение доходов бюджета.
Несмотря на увеличение нагрузки статьи расходов для федерального бюджета, проект закона имеет важное социальное значение, и расходы на его реализацию являются обоснованными и необходимыми.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере не менее половины величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере не менее половины величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.