Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 658644-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 6 июня 2018 г. N Пр-958 о внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" в целях определения допустимости и заключения отдельных соглашений между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами (поручение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N МА-П9-3381) Федеральной антимонопольной службой разработан проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее соответственно - законопроект, Закон о защите конкуренции).
Законопроектом вносится изменение в часть 2 статьи 13 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации будет вправе определять случаи допустимости соглашений и согласованных действий, предусмотренных статьей 16 Закона о защите конкуренции на тех же условиях, что и соглашения и согласованные действия, запрещенные частями 2-4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Аэропорт г. Норильска (далее - Аэропорт) является единственным авиатранспортным узлом в Норильском промышленном регионе.
В 2017 году в Аэропорту обслужено около 462 тыс. пассажиров, из них 298 тыс. (64%) перевезено АО "Авиакомпания "НордСтар", входящим в группу компаний "Норильский никель".
После реконструкции взлетно-посадочной полосы Аэропорта планируется увеличение числа авиакомпаний, которые могут осуществлять полеты в летний высокодоходный сезон.
По информации Правительства Красноярского края, указанная ситуация может негативно отразиться на финансово-экономическом состоянии АО "Авиакомпания "НордСтар", осуществляющего полеты в том числе в низкодоходный зимний период, что создает риск нестабильного авиасообщения в регионе.
В докладе Президенту Российской Федерации Правительством Красноярского края в целях устойчивого авиасообщения предложено:
сформировать консорциум на базе Аэропорта, АО "Авиакомпания "НордСтар" и АО "КрасАвиа" для обеспечения внутрирегиональных и межрегиональных авиаперевозок, который в дальнейшем может быть преобразован в холдинговую структуру, заключить между регионом, Росавиацией, Аэропортом, АО "Авиакомпания "НордСтар" соглашение об определении базового пассажирского авиаперевозчика, которое будет предусматривать обязательства по круглогодичным перевозкам, а также положения о рассмотрении базовым перевозчиком заявок авиакомпаний на свободные слоты в Аэропорту, при этом Аэропорт подтверждает слоты с учетом замечаний от базового перевозчика.
Президентом Российской Федерации от 6 июня 2018 г. N Пр-958 дано указание о внесении изменений в Закон о защите конкуренции в целях определения допустимости соглашения между федеральными органами исполнительной власти, Правительством Красноярского края, Аэропортом и АО "Авиакомпания "НордСтар" об особом режиме осуществления хозяйственной деятельности при организации авиасообщения с г. Норильском, в соответствии с которым может быть ограничен доступ на рынок авиаперевозок по соответствующим маршрутам.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Возможность признания указанных соглашений допустимыми Законом о защите конкуренции не предусмотрена, в отличие от соглашений и согласованных действий, указанных в статье 11 и 11.1 Закона о защите конкуренции.
Указанные изменения в Закон о защите конкуренции позволят заключать соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, формально не соответствующие запретам, установленным в статье 16 Закона о защите конкуренции, если такими соглашениями или согласованными действиями не будет создаваться возможность для отдельных лиц устранять конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не будут налагаться на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений и согласованных действий, при этом если результатом таких соглашений и согласованных действий является или может являться совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке, или получение покупателем преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений или согласованных действий.
В соответствии с предлагаемыми изменениями части 2 статьи 13 Закона о защите конкуренции Правительство Российской Федерации будет вправе определять отдельные случаи допустимости соглашений, которые могут создавать возможность ограничения конкуренции, но при этом соответствуют условиям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции: направлены на совершенствование производства и получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений или согласованных действий.
Следует обратить внимание, что такие соглашения могут вводиться, исходя из действующей редакции части 2 статьи 13 Закона о защите конкуренции, в которую вносятся изменения, на конкретный срок.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции"
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 6 июня 2018 г. N Пр-958 о внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" в целях определения допустимости и заключения отдельных соглашений между федеральными органами исполнительной власти, Правительством Красноярского края, аэропортом г. Норильска и АО "Авиакомпания "НордСтар" об особом режиме осуществления хозяйственной деятельности при организации авиасообщения с г. Норильском, в соответствии с которым может быть ограничен доступ на рынок авиаперевозок по соответствующим маршрутам, разработан проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции".
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции" предусматривает внесение изменения в часть 2 статьи 13 Федерального закона "О защите конкуренции", в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации будет вправе определять случаи допустимости соглашений и согласованных действий, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О защите конкуренции" на тех же условиях, что и соглашения и согласованные действия, запрещенные частями 2-4 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая изложенное, в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции" потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах".
Указанные изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" позволят заключать соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, формально не соответствующие запретам, установленным в статье 16 Закона о защите конкуренции, если такими соглашениями или согласованными действиями не будет создаваться возможность для отдельных лиц устранять конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не будут налагаться на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений и согласованных действий, при этом если результатом таких соглашений и согласованных действий является или может являться совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке, или получение покупателем преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений или согласованных действий.
Ответственный исполнитель - Федеральная антимонопольная служба.
Соисполнитель - Министерство транспорта Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.