Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 657608-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзаца 3 подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2017 г. N Пр-1631.
Янтарь, нефрит или иные полудрагоценные камни являются полезными ископаемыми, добыча которых регламентирована Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" и осуществляется на основании лицензии, предоставляемой в соответствии со статьей 10.1 указанного Закона.
В настоящее время добыча указанных полезных ископаемых без лицензии квалифицируется по статье 7.5 "Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Перечень полудрагоценных камней в целях статьи 7.5 КоАП утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1029.
Однако вступившая в силу новая редакция статьи 7.5 КоАП делает невыгодными самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней с партиями данного товара стоимостью менее 500 тыс. рублей, а также позволяет многократно совершать противозаконные действия без надлежащего наказания. Экономическую привлекательность самовольной добычи янтаря определяет повышенный спрос на данный вид полезного ископаемого за рубежом, в связи с чем сохраняются высокие риски масштабной незаконной добычи указанных полезных ископаемых.
По данным МВД России, объем конфискованного в 2014 - 2016 годах самовольно добытого янтаря в среднем составил 15,7 тонн в год оценочной стоимостью 1,3 млрд. рублей. Ежегодно МВД России фиксирует около 1,5 тыс. административных правонарушений, совершенных физическими лицами. В 2017 году по статье 7.5 КоАП на территории Калининградской области привлечено к административной ответственности около 700 граждан, сумма штрафов составила 3,5 млн. рублей, в 2018 году - более 100 граждан, сумма штрафов составила более 11 млн. рублей.
Исходя из оценочной стоимости конфискованного янтаря, незаконный доход задержанных физических лиц может составлять более 800 тыс. рублей на одного человека в год. Имеются оценки годового объема самовольной добычи янтаря в количестве более 200 тонн при стоимости свыше 16 млрд. рублей. В этом случае оценка годового дохода лиц, занимающихся самовольной добычей янтаря, может достигать 10 млн. рублей.
По данным Росприроднадзора, в период 2015 - 2016 годов среднее количество учтенного незаконно добытого нефрита составило 7,7 тонн в год оценочной стоимостью 30,3 млн. рублей. Ежегодно за самовольную добычу нефрита привлекаются к административной ответственности более 30 физических лиц, возбуждается свыше 40 административных дел. Годовой доход физических лиц, осуществляющих самовольную добычу нефрита, может превышать 900 тыс. рублей.
В настоящее время не представляется возможным применение статьи 255 "Нарушение правил охраны и использования недр" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (в действующей редакции) в отношении лиц, осуществляющих самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, поскольку данной статьей предусматривается ответственность не за незаконную добычу, а только за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Таким образом, в настоящее время недостаточно эффективны правовые механизмы в области предупреждения и пресечения масштабной самовольной добычи и незаконного сбыта янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней.
На основании изложенного законопроектом предлагается установить в статье 191 УК РФ ответственность за совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозку или пересылку в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, лицом, подвергнутым административному наказанию по статье 7.5 КоАП за аналогичное деяние, а также установить ответственность за совершение такой сделки в крупном размере и повышенную ответственность - за совершение указанных деяний организованной группой или группой лиц по предварительному сговору.
В статье 255 УК РФ предлагается установить ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней лицом, подвергнутым административному наказанию по статье 7.5 КоАП за аналогичное деяние, а также ответственность за самовольную добычу указанных полудрагоценных камней, совершенную в крупном размере. При этом для целей данной статьи крупным размером признается стоимость янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, превышающая 1 млн. рублей.
Перечень полудрагоценных камней для целей статей 191 и 255 УК Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Одновременно законопроектом предлагается отнести деяния по совершению сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями (проектируемая часть вторая статьи 191 УК РФ), к числу преступлений, по которым лицо может быть освобождено от уголовной ответственности по правилам части второй статьи 76.1 УК РФ.
Предлагаемый законопроектом правовой подход позволит посредством системного использования мер административной и уголовной ответственности более эффективно осуществлять противодействие самовольной добыче и незаконному обороту янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней.
Корреспондирующие изменения законопроектом вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения следователей органов внутренних дел полномочиями по расследованию преступлений, предусмотренных вводимыми законопроектом нормами, а также в части обеспечения возможности прекращения уголовного преследования при наличии оснований, предусмотренных частью второй статьи 76.1 УК РФ (в редакции законопроекта).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней", не окажет влияния на доходы и расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней" потребует внесения изменений в статью 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1029 "Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения статьи 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.