Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 657588-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N Пр-913 о создании федерального реестра недобросовестных опекунов (попечителей), приемных либо патронатных родителей, а также лиц, лишенных родительских прав. Предлагаемые изменения направлены на расширение целей формирования и ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - банк данных).
Согласно статьям 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс) граждане, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине, не могут усыновить ребенка либо быть назначены опекунами (попечителями).
В 2016 году 33 979 родителей были лишены родительских прав, 8 165 родителей были ограничены в родительских правах, принято 852 решения об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей и об отмене усыновления по вине усыновителя.
В рамках анализа практики правоприменения выявлены случаи передачи детей под опеку (попечительство), на усыновление указанным лицам. Причиной наличия данных случаев является отсутствие порядка взаимного обмена сведениями о таких лицах между компетентными органами.
В связи с тем, что функции по опеке и попечительству за последние 50 лет в большинстве субъектов Российской Федерации неоднократно передавались различным органам власти, и что есть различное правовое регулирование порядка учета и хранения документов, большинство органов опеки и попечительства не может подтвердить наличие сведений обо всех вынесенных решениях об отмене опеки (попечительства). Кроме того, документы на бумажных носителях со временем не поддаются идентификации ввиду их старения и разрушения.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о банке данных о детях) в части создания реестра лиц, лишенных родительских прав или отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей или в отношении которых отменено усыновление по вине усыновителя, и включения данного реестра в банк данных. Указанные категории лиц установлены в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N Пр-913.
Законопроектом устанавливаются перечень персональных данных лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями по указанным основаниям, сроки внесения информации о них в банк данных, а также основания прекращения учета.
Семейный кодекс к таким лицам не относит лиц, в отношении которых, например, судом вынесено решение об отмене ограничения в родительских правах, или лиц, восстановленных в родительских правах, в связи с чем не имеется оснований для внесения указанных граждан в банк данных.
Вместе с тем полнота сведений о лицах, претендующих на воспитание ребенка, в ряде случаев может иметь значение для правильного разрешения вопроса об усыновлении указанными лицами ребенка или о назначении их опекунами или попечителями. В связи с этим законопроектом предусматривается, что в анкету лица, которое не может быть усыновителем, опекуном, попечителем в связи с лишением его родительских прав или отстранением от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей или отменой усыновления по вине усыновителя, включается информация о прекращении учета сведений о таких лицах с указанием реквизитов документов, подтверждающих отмену ранее принятых решений в отношении данных граждан, например, о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах, об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей.
Согласно Семейному кодексу выписка из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в органы записи актов гражданского состояния.
Законопроектом предполагается внести изменения в Семейный кодекс в части возложения обязанности на суд по направлению выписки из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах, отмене усыновления также в орган опеки и попечительства, что в свою очередь позволит органам опеки и попечительства вести учет таких лиц посредством внесения указанной информации в банк данных.
Сведения об иных основаниях, указанных в статьях 127 и 146 Семейного кодекса, по которым граждане не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями, уполномоченными органами могут быть получены из уже существующих баз данных.
Предлагаемые законопроектом изменения обеспечат исключение передачи детей на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями, что отвечает интересам детей.
Кроме того, законопроектом расширяется перечень информации, содержащейся в банке данных в анкете ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - анкета ребенка).
В настоящее время в соответствии с Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 101, в анкете ребенка, в разделе "Защита прав ребенка" имеются поля, в которые может вноситься, в частности, информация об образовании, трудоустройстве ребенка в свободной форме, однако данные сведения вносятся в анкету ребенка только при наличии у органа опеки и попечительства указанной информации. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует требование к обязательному сбору и обработке таких сведений.
В связи с этим законопроектом в анкету ребенка предлагается включить указанную информацию.
Законопроектом устанавливается особый порядок вступления в силу с 1 января 2020 г. Данный срок обусловлен необходимостью развития и модернизации банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Модернизация банка данных позволит в режиме бесперебойного функционирования существующей системы ввести в эксплуатацию дополнительный модуль, который позволит осуществлять учет лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями.
Кроме того, в целях приведения Закона о банке данных о детях в части регистрации банка данных в соответствие с требованиями Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 3 статьи 4 Закона о банке данных и подпункт "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования для обеспечения технической поддержки, научно-методического и информационно-аналитического сопровождения, а также модернизацию автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, ежегодно предусматриваются в рамках финансирования деятельности Минпросвещения России.
В 2018 году разработано программное обеспечение нового модуля, позволяющего вести реестр граждан, относящихся к категории лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине, и проведено тестирование указанного модуля.
Общая стоимость работ в 2018 году составила 29 400 тыс. рублей.
Размер средств, необходимых для сопровождения автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году составляет 12 038,4 тыс. рублей, для доработки и ввода в постоянную эксплуатацию нового модуля - 18 171,6 тыс. рублей.
Все виды работ, связанные с сопровождением, обеспечением безопасности, вводом в постоянную эксплуатацию нового модуля будут осуществляться также за счет средств, ежегодно предусмотренных Минпросвещения России на осуществление деятельности.
Передача программного обеспечения указанной информационной системы в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по опеке и попечительству, будет осуществляться на безвозмездной основе.
Выделение дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации не требуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" потребует внесения изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2015 г., регистрационный N 36498).
Обоснование необходимости подготовки - установление единого порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях в связи с уточнением перечня сведений, содержащихся в государственном банке данных о детях, предлагаемого проектом федерального закона.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство просвещения Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.