Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 660086-7 "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает внесение в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации изменений, разрешающих осуществление морских перевозок (в том числе в каботаже) с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии) и газового конденсата, добытого на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации.
В соответствии с Комплексным планом по развитию производства сжиженного природного газа (далее - СПГ) на полуострове Ямал, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2010 N 1713-р (далее - Комплексный план), в декабре 2018 года с опережением графика запущен завод СПГ на полуострове Ямал - проект "Ямал СПГ", а также осуществляется строительство завода на базе Утреннего месторождения на Гыданском полуострове - проект "Арктик СПГ 2". В целях оптимизации поставок СПГ на внешние рынки, повышения его конкурентоспособности, а также развития внутреннего потребления природного газа и газового конденсата ведется создание морских перегрузочных комплексов СПГ в Мурманской области и Камчатском крае.
На сегодняшний день для вывоза продукции "Ямал СПГ" используется уникальный флот судов-газовозов усиленного ледового класса Агс7, построенный и строящийся на корейских верфях. Управление флотом осуществляется российскими и международными перевозчиками под флагами иностранных государств. Суда такого класса в Российском морском регистре судоходства в настоящее время отсутствуют.
Вместе с тем в настоящее время статьей 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что перевозки сжиженного природного газа и газового конденсата как в каботаже, так и в случае погрузки на суда в акватории Северного морского пути (далее - СМП) до первого пункта выгрузки или перегрузки должны осуществляться исключительно с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
Указанное правовое регулирование лишает СПГ-проекты преимущества в гибкости и возможности реализации задач по обеспечению потребностей населения и промышленных потребителей в отдаленных регионах Российской Федерации в природном газе по конкурентоспособным ценам и в адекватные сроки, так как в настоящее время необходимый потребителям объем СПГ возможно перевозить по СМП исключительно вышеуказанными специализированными судами-газовозами.
Необходимо отметить, что морские перегрузочные комплексы СПГ не являются конечным пунктом поставок СПГ и их использование не предполагает поставок СПГ для торговли на внутренний рынок, они являются вспомогательным механизмом и промежуточным этапом осуществления экспортных поставок. При этом такие морские перевозки до пункта перевалки формально попадают под понятие "каботаж", определение которого в настоящее время сформулировано в КТМ избыточно широко и не учитывает все современные особенности транспортировки СПГ по СМП и специфику соответствующих правоотношений.
Кроме того, происходящие в настоящее время изменения на мировом энергетическом рынке особенно чувствительны для газового сегмента, который характеризуется специфичностью газа как товара и спецификой транспортировки. Развитие технологий сжижения газа фактически превращает газовый рынок, существовавший до начала 2000-х годов в региональном разрезе (рынок газа Европы, Северной Америки, стран АТР), в глобальный взаимосвязанный рынок, такой же как нефтяной.
Проведенный ведущим отраслевым аналитическим агентством HIS Markit Global Energy анализ, показал, что с 2017 по 2030 мировой спрос на СПГ в целом может увеличиться на 73% и составить 507 млн т. в год (по альтернативным оценкам экспертов - 700 и более млн т. в год) при этом, спрос в Южной Америке - может увеличиться до 199%, а в Азии - до 64%. Вместе с тем, импорт СПГ странами Европы возрастет с 49 млн т. в 2017 году до 87 млн т. в 2030 году.
В настоящее время основными импортерами СПГ являются страны АТР (Япония, Южная Корея, Индия, Китай) и Европы (Великобритания, Испания, Франция). При этом по предварительным оценкам спрос Азиатских стран на СПГ может увеличиться с 205 млн т. в 2017 году до 335 млн т. к 2030 году, а в странах Южной Америки с 12 млн т. в 2017 году до 35 млн т. к 2030 году.
Развитие мощностей по производству СПГ на мировых рынках позволит Катару увеличить объем экспорта СПГ с 81 млн т. в 2018 году до 103 млн т. в 2030 году, Австралии с 66 млн т. в 2018 году до 86 млн т. в 2030 году, а США с 22 млн т. в 2018 году до 96 млн т. в 2030 году.
В США в 2019 году планируется запуск 7 проектов с общей проектной мощностью 27,6 млн т. СПГ в год, в Австралии - 3 проекта с общей проектной мощностью 12,6 млн т. СПГ в год.
Таким образом увеличивающиеся объемы предложения СПГ иностранными производителями, зачастую расположенными в более благоприятных географических и климатических условиях, оказывают серьезное давление на реализуемые российские СПГ проекты. В этой связи формирование благоприятной среды, обеспечивающей минимизацию логистических издержек является безусловным условием для сохранения и продолжения увеличения доли Российской Федерации на внешних СПГ рынках.
При этом действующее ограничение на привлечение судов под иностранным флагом создает серьезные препятствия для привлечения внешнего финансирования проектов, фрахта дополнительных судов с международного рынка и увеличивает геополитические риски, связанные с агрессивной санкционной политикой, проводимой рядом западных государств.
Принятие законопроекта направлено на уточнение особенностей регулирования каботажных перевозок с учетом возникающих в ходе реализации крупных СПГ проектов проблем и пробелов правового регулирования, создает предпосылки для решения проблемы газификации ряда отдаленных регионов Российской Федерации, предоставив им возможность в полной мере пользоваться самым современным и экологичным видом топлива, и будет способствовать социальному и макроэкономическому развитию территорий вдоль трасс СМП и обеспечению газом опорных баз Минобороны России вдоль трасс СМП, а также направлено на развитие экспортного потенциала.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует внесения изменений, признания утратившими силу, приостановления, или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.