Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 660621-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиоративных работ, создания и содержания защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения в целях коренного улучшения этих земель и повышения их плодородия посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных полезных свойств лесных насаждений.
В мировой практике сельскохозяйственного производства комплексная мелиорация земель, включающая агролесомелиорацию, в сочетании с применением наукоемких аграрных технологий и технических средств, является решающим условием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции в различных природно-климатических условиях.
В России научные основы агролесомелиорации заложены экспедицией В.В. Докучаева, организованной в 1892 году на территории степных агроландшафтов. Именно в работах В.В. Докучаева защитное лесоразведение стало неотъемлемой составной частью благоустройства степей. Им были впервые сформулированы научные основы преобразования открытых степных ландшафтов в культурные лесоаграрные, выявлена роль древесной и кустарниковой растительности в улучшении экологических условий произрастания сельскохозяйственных растений.
В советский период агролесомелиорация и защитное лесоразведение получили значительное научное и практическое развитие. Повсеместно в практику внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства внедрялось создание систем поле- и пастбищезащитных лесных насаждений.
Научно доказано, что на участках сельскохозяйственных угодий, защищенных полосными лесными насаждениями, создаются особые условия микроклимата, микрофлоры и фауны, улучшаются условия роста и развития растений, что ведет к повышению плодородия почвы. На полях, защищенных лесными полосами, скорость ветра снижается на 20-30%, влажность воздуха увеличивается на 3-5%, в два раза снижается непродуктивное испарение влаги. В районах, подверженных ветровой эрозии и пыльным бурям, сохранность сельскохозяйственных посевов под защитой лесных насаждений в 2-4 раза выше, чем на открытых участках полей. Противоэрозионные лесные насаждения уменьшают поверхностный сток и смыв почвы. Кроме того, полезащитные лесные насаждения увеличивают видовое разнообразие и численность полезных насекомых, а также снижают количество сорных растений.
По оценкам специалистов, окупаемость лесных насаждений, создаваемых в мелиоративных целях, достаточно высока. На каждую тысячу рублей, вложенную в агоролесомелиорацию, хозяйства получают в 1,5-2 раза больше валовой продукции, чем на такую же сумму капиталовложений в другие основные средства.
Десятилетия экономических реформ в аграрном секторе, возникновение мозаичности форм собственности на земли сельскохозяйственного назначения, финансирование агролесомелиоративных мероприятий по остаточному принципу, отсутствие надлежащего государственного контроля за состоянием защитных лесных насаждений и ответственности землепользователей за их содержание, к сожалению, не лучшим образом сказались на сохранности функций таких насаждений. Современное состояние значительной части сохранившихся полезащитных полос - захламленные, расстроенные, отмирающие и погибающие древостой неудовлетворительного состояния, со слабо выраженными защитными свойствами. Повсеместный распад защитных лесных насаждений является одной из причин заметного сокращения площади плодородных земель и опасного роста напряженности лесопожарной и экологической обстановки.
В настоящее время наибольшие площади защитных лесных полос имеются в Волгоградской, Воронежской, Саратовской, Ростовской, Самарской областях, Республике Калмыкия, Ставропольском крае, Алтайском крае, Новосибирской области. Во многих субъектах Российской Федерации агролесомелиоративные работы прекращены практически полностью, в том числе в регионах, нуждающихся в защите почв. Необходимость коренной реконструкции деградировавших защитных лесных насаждений или их замены на новые связаны с большими операционными затратами, что усиливает нежелание хозяйствующих субъектов нести расходы на содержание защитных лесных полос в надлежащем состоянии.
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что вопросы создания, содержания и учета защитных лесных насаждений в настоящее время остаются фактически "выпавшими" из системы правового регулирования в области мелиорации земель. Несмотря на то, что в соответствии с действующим Федеральным законом от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее также - Закон) агролесомелиорация, наряду с гидромелиорацией, культурнической и химической мелиорацией, является одним из основных типов мелиорации, Законом не раскрывается понятие защитных лесных насаждений, не конкретизированы права и обязанности участников отношений в области мелиорации в части проектирования, создания и содержания защитных лесных насаждений, не определены мероприятия по поддержанию лесных насаждений в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение указанными насаждениями полезных функций и способствующем поддержанию и повышению плодородия земель, на которых осуществляется сельскохозяйственное производство.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения не относятся и к предмету правового регулирования лесного законодательства, которое содержит лишь точечные положения о возможности лесоразведения на землях сельскохозяйственного назначения.
В связи с этим проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации" предусмотрены комплексные изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на детализацию правового регулирования проведения агролесомелиоративных мероприятий, в том числе предлагается:
- введение понятие "мелиоративные защитные лесные насаждения", а также его определение с учетом необходимости отграничения указанных лесных насаждений как предмета правового регулирования от иных видов мелиоративных систем, определенных в соответствии с Законом и являющихся инженерными сооружениями, а также от защитных лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения;
- уточнение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в части проведения агоролесомелиоративных мероприятий;
- установление особенностей учета мелиоративных защитных лесных насаждений как специфического объекта мелиорации;
- дополнение Закона новой статьей "Содержание мелиоративных защитных лесных насаждений и мероприятия по их сохранению", в соответствии с которой определяется состав указанных мероприятий, а также определяются права и обязанности правообладателей земельных участков, на которых расположены такие лесные насаждения, при осуществлении мероприятий по их сохранению, в том числе порядок приобретения права на древесину, полученную в ходе проведения рубок в рамках соответствующих мероприятий;
- внесение коррелирующих изменений в земельное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Финансовое обеспечение реализации изменений, предлагаемых законопроектом, планируется осуществлять в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ведомственной программы Минсельхоза России "Развитие мелиоративного комплекса России", в соответствии с которой осуществляется, в том числе, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в части проведения агролесомелиоративных мероприятий.
Принятие законопроекта позволит устранить существующие правовые пробелы и создать законодательные условия для полноценной реализации мероприятий по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений на землях, предназначенных для сельскохозяйственного производства, что будет иметь мультипликативный положительный экономический и экологический эффект в виде предотвращения деградации земель, повышения плодородия почв и увеличения продуктивности сельскохозяйственных угодий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации" не потребует изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации" потребует разработки и принятия следующих нормативных правовых актов:
приказ Минсельхоза России "Об утверждении Порядка осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений, а также состава, формы и порядка представления сведений, подлежащих такому учету";
- приказ Минсельхоза России "Об утверждении Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей осуществления мероприятий по их сохранению (вместе с Порядком проведения рубок лесных насаждений при осуществлении мероприятий по иоративных защитных лесных насаждений)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.