Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 661843-7 "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на согласование положения статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с нормами специальных федеральных законов о судебной системе Российской Федерации в части уточнения статуса лиц, замещающих должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, являющихся государственными должностями субъектов Российской Федерации.
Согласно действующей редакции пункта 2 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Утвержденный в соответствии с пунктом 1 указанной статьи названного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381 перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации предусматривает государственные должности субъектов Российской Федерации в конституционном (уставном) суде субъекта Российской Федерации, а именно должности председателя конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, заместителя председателя конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется и посредством конституционного судопроизводства, а судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
В развитие этих конституционных положений в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" закреплено единство судебной системы Российской Федерации в составе наряду с федеральными судами конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, которое обеспечивается также путем законодательного закрепления единства статуса судей.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, а статьей 3 здесь же определены предъявляемые к судье требования.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона Российской Федерации судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации (пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации).
Судья не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации).
Что касается мировых судей, то в отношении них ограничения и обязанности антикоррупционного характера установлены также Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
В связи с этим законопроект предусматривает дополнение перечня лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, на которых не распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами о противодействии коррупции, определенный пунктом 2 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", помимо мировых судей также судьями конституционных (уставных) судов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с рекомендациями Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению в статье 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предлагается определить, что к лицам, замещающим должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, предъявляются требования, установленные Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", а к лицам, замещающим должности мировых судей, предъявляются также требования, предусмотренные и специальным Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
Концепция настоящей законодательной инициативы была поддержана Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению (заключение на проект законодательной инициативы N 7-679 "О внесении изменения в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), рекомендации учтены при подготовке законопроекта.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Реализация соответствующего федерального закона не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не повлечет за собой изменения финансовых обязательств государства и не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.