Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 669548-7 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно)
Досье на проект федерального закона
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19 февраля 1993 г. N 4520-1) предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года, в порядке, в размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Предоставление этой компенсации регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее - Правила компенсации расходов).
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно) предлагается изменить условия предоставления компенсации и предусмотреть возможность ее получения в случае выбора места отдыха не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами.
В настоящее время пенсионеры, проживающие на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и решившие выехать за пределы Российской Федерации на отдых, ограничены в праве пользования льготой, предоставленной им статьей 34 Закона от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, что ставит их в неравное положение с пенсионерами, которые отдыхают на территории Российской Федерации. Это несправедливо и противоречит положениям статьи 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом и влечет нарушение конституционного права граждан на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, частей 1 и 2 Конституции Российской Федерации). При этом в Законе от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 нет запрета на компенсацию проезда в случае проведения отдыха за границей. Выбор места отдыха пенсионером не должен ограничивать его прав. В данном случае решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не место его проведения.
Следует отметить, что для работающих граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подобная норма была введена в 2014 году. Настоящий проект федерального закона предлагает устранить дискриминационное несоответствие между правами работающих граждан и неработающих пенсионеров в рамках одного закона, поскольку все они проживают в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Авторы законопроекта предлагают в качестве основы для определения размера компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха в пределах территории Российской Федерации методику расчета компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в случае использования работником отпуска за пределами Российской Федерации (пункт 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. N 455).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно)
В расходах федерального бюджета учитывается компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно для всех пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Если в такой компенсации отказывают территориальный пенсионные органы по причине организации отдыха за пределами Российской Федерации, пенсионеры реализуют свое право на получение такой компенсации в судебном порядке. В 2015 году в пользу пенсионеров было вынесено 11 908 решений (99,7%) на общую сумму 125749,4 тыс. рублей, в 2016 году 8 508 решений (99,1%) на общую сумму 94647,6 тыс. рублей.
Таким образом, выделенные бюджетные средства либо сохраняются, либо направляются на выплату компенсации в судебном порядке. Предлагаемые законопроектом изменения не расширяют территорию проезда и не увеличивают количество пенсионеров, имеющих право на компенсацию расходов, но уточняют порядок ее получения.
С другой стороны, принятие предлагаемой законодательной инициативы может привести к изменению финансовых обязательств государства в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, в связи с использованием этой льготы большим количеством пенсионеров, хотя бы по причине того, что отдых за границей комфортнее и дешевле, например, в Республике Беларусь. Процент отказов компенсировать пенсионерам стоимость проезда к месту отдыха за границей составляет примерно 0,6% от общего количества поданных исковых заявлений. По информации Минтруда России суммы по всем неудовлетворенным исковым заявлениям пенсионеров в предоставлении компенсации за проезд к месту отдыха и обратно составляли 47 790,0 тыс. рублей в 2016 году и 49 866,4 тыс. рублей в 2017 году. Следовательно, ориентировочные дополнительные расходы, которые необходимо будет предусмотреть при разработке параметров федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, составят не более 300,0 тыс. рублей ежегодно.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно) не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно) потребует внесения изменений в части разработки порядка определения размера компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно, организованного за пределами Российской Федерации, в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.