Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 672181-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - законопроект) разработан в целях приведения положений Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", регламентирующих постановку диагноза "наркомания" и проведение медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения либо потребили наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, в соответствие с положениями Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), определяющими понятия "заболевание", "состояние", "медицинское освидетельствование", а также выделяющими медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и иного токсического) в отдельный вид медицинского освидетельствования.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусматривающие определение понятия больного наркоманией как лица, которому поставлен диагноз "наркомания", а также исключение медицинского освидетельствования из числа процедур, в ходе которых может быть установлен такой диагноз.
В соответствии с Федеральным законом:
заболевание - это возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма (пункт 16 статьи 2);
состояние - это изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи (пункт 17 статьи 2);
медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (часть 1 статьи 65);
медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) - это один из видов медицинского освидетельствования (пункт 1 части 2 статьи 65).
Таким образом, в соответствии с указанными положениями Федерального закона установление диагноза "наркомания" осуществляется в результате проведения диагностических мероприятий врачом-психиатром и (или) врачом - психиатром-наркологом в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" (приказ Минздрава России от 30 декабря 2015 г. N 1034н), обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и с учетом соответствующих стандартов медицинской помощи (приказы Минздрава России от 4 сентября 2012 г. N 124н-135н), а также в рамках производства судебно-психиатрической экспертизы.
В целях выявления состояния наркотического опьянения или факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо нового потенциально опасного психоактивного вещества у лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения либо потребили указанные средства или вещества, проводится медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и иного токсического).
При этом положения законопроекта не затрагивают вопросы постановки диагноза "наркомания" при проведении иных видов медицинского освидетельствования: медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, а также обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Федеральными законами "О безопасности дорожного движения" (часть 7 статьи 23) и "Об оружии" (статья 13) предусмотрено проведение в рамках указанных медицинских освидетельствований соответственно обследования и осмотра врачом-психиатром и врачом - психиатром-наркологом (приказы Минздрава России от 15 июня 2015 г. N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)", зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г. N 41376; от 30 июня 2016 г. N 441н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов", зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2016 г. N 44430).
В случае выявления врачом - психиатром-наркологом в ходе обследования или осмотра симптомов или синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством или к владению оружием, медицинское заключение по результатам соответствующего медицинского освидетельствования не оформляется.
Положения законопроекта также не затрагивают предусмотренное Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" (статья 53.4) раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования, являющееся одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя социально-психологическое тестирование и профилактические медицинские осмотры обучающихся (приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. N 581н "О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ", зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2014 г. N 35345).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"
Для реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" не потребуется дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона мО внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнитель по разработке проекта нормативного правового акта |
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608" |
6 месяцев со дня принятия Федерального закона |
Приведение нормы действующего законодательства Российской Федерации в части вопросов постановки диагноза "наркомания" и медицинского освидетельствования лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, в соответствие с положениями Федерального закона |
Минздрав России |
|
2. |
Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 933н" |
6 месяцев со дня принятия Федерального закона |
Приведение нормы действующего законодательства Российской Федерации в части вопросов постановки диагноза "наркомания" и медицинского освидетельствования лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, в соответствие с положениями Федерального закона |
Минздрав России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.