Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 672511-7 "О внесении изменений в статьи 2.4, 19.5, 19.7.3 и 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Целью проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.4, 19.5, 19.7.3 и 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" является снижение уровня административной ответственности кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, ломбардов, микрофинансовых организаций и их руководителей, пропорционально административной ответственности крупных организаций и их руководителей.
В соответствии с российским законодательством на финансовом рынке действуют различные виды организаций, в отношении которых применяются нормы административного воздействия за допущенные нарушения в их деятельности.
При этом, уровень мер административного воздействия, предусмотренных, в том числе в статьях 19.5 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непропорционально в равной степени налагается как на крупных игроков финансового рынка (например, банки), так и на мелких - кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, ломбарды и микрофинансовые организации.
В частности, разница в верхнем и нижнем пределах административного воздействия в отношении ответственных лиц (руководителей) составляет 1,5-2 раза. Разница в уровне доходов между ответственными лицами двух сегментов финансового рынка составляет 5-10 раз. Кроме того, при схожей ситуации в пределах административной ответственности юридических лиц, уровень финансовых возможностей крупных и малых участников финансового рынка (объем активов) различается в 500-1000 раз, также как и уровень последствий от результатов их деятельности.
В итоге, нарушается базовый принцип Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - равенство лиц, совершившие административные правонарушения, перед законом.
Для устранения вышеуказанного противоречия, предлагается детализировать ответственность лиц за отдельные виды административных правонарушений, в части касающейся микрокредитных компаний, кредитных потребительских кооперативов, общее число членов которых не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, общее число членов и ассоциированных членов которых не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, ломбардов, жилищных накопительных кооперативов.
Данной поправкой предлагается применить принцип соразмерности применения административных санкций в зависимости от объемов деятельности специфичных участников финансового рынка - микрокредитных компаний, кредитных потребительских кооперативов, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, общее число членов и ассоциированных членов которых не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, ломбардов, жилищных накопительных кооперативов.
Также проектом вносятся изменения в Примечание статьи 2.4 и статью 23.74, носящие дополняющий характер в связи с введением дополнительной части 9.1 в статью 19.5.
Проект предварительно согласован и концептуально поддержан Минфином России, Центральным Банком РФ, поступившие замечания были учтены.
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.4, 19.5, 19.7.3 и 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" будет способствовать повышению устойчивости малых участников финансового рынка, снижению рисков их банкротства, а также выравниванию диспропорций административной ответственности по отношению к крупным финансовым организациям.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.4, 19.5, 19.7.3 и 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.4, 19.5, 19.7.3 и 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.4, 19.5, 19.7.3 и 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.4, 19.5, 19.7.3 и 23.74 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.