Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 671662-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров"
Досье на проект федерального закона
За последнее время в ряде регионов Российской Федерации отмечено ухудшение ситуации, связанной с возникновением и распространением ландшафтных (природных) пожаров, не относящихся к лесным пожарам, происходящим в лесах лесного фонда, либо особо охраняемых природных территорий и объектов. Травяные и тростниковые пожары происходят на землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, энергетики, иного назначения, землях запаса.
Так, только в Астраханской области весной 2016 года был зафиксирован 271 случай возгорания сухой растительности, к апрелю 2017 года - 372, весной 2018 года - 483, а за две недели марта 2019 года - 399.
Массовые травяные и тростниковые пожары (если говорить о доле пройденной огнем площади от общей площади региона) происходят в Еврейской автономной области, Хабаровском крае. Огромные травяные пожары были главным источником задымления Хабаровска, Биробиджана и многих других населенных пунктов этой обширной территории, и создавали серьезную угрозу для здоровья их жителей. Это важные и опасные последствия выжигания сухой травы, которые также необходимо учитывать.
Анализ причин возгораний даёт основания полагать, что речь идёт о целенаправленных поджогах со стороны землепользователей разных категорий. Так, в целях экономии на издержках по очистке сельскохозяйственных угодий от остатков прошлогодней растительности организуются "случайные" возгорания, в том числе с привлечением несовершеннолетних подростков. Имеется порочная практика "контролируемых" выжиганий вокруг населённых пунктов и промышленных объектов. При этом огонь уходит по сухой траве на огромные расстояния, и становится источником крупных ландшафтных пожаров, в том числе лесных и торфяных.
Вопросам предотвращения ландшафтных (природных) пожаров уделяется большое внимание Президентом РФ и председателем Правительства РФ. В конце 2018 года, а также ранее давались поручения о совершенствовании нормативной правовой базы в области пожарной безопасности, в том числе в лесах и на сельскохозяйственных угодьях. Однако, для эффективного правового регулирования необходимо наличие законодательной базы федерального уровня, которая на данный момент отсутствует.
В федеральном законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не определены понятия "ландшафтный пожар", "лесной пожар", "природный пожар". При этом в соответствии с частью 5, статьи 51 Лесного кодекса РФ под лесным пожаром понимается исключительно пожар, происходящий в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, за исключением пожарной безопасности населённых пунктов (включая "городские леса"), вопросы пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного и иного назначения и землях запаса, в области предотвращения ландшафтных (природных) пожаров, несмотря на очевидную специфику и потребность такового, на уровне федерального законодательства должным образом не регулируются.
В связи с изложенным, возникает необходимость терминологического закрепления понятия "ландшафтный (природный) пожар" в соответствующем отраслевом федеральном законе, с последующим определением специфики полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по предупреждению и тушению данных типов пожаров.
В связи с очевидной технической сложностью осуществления тотального контроля над обширными территориями вне населённых пунктов в рамках осуществления пожарного надзора за непосредственными виновниками возникновения ландшафтных пожаров, предлагается сосредоточить усилия на выполнении комплекса мероприятий по их предотвращению со стороны соответствующих землепользователей. Законопроектом предполагается внесение изменений в Земельный кодекс РФ, закрепляющих за землепользователями обязанность выполнения противопожарных мероприятий в рамках охраны земель.
Например, своевременное, до пожароопасного периода, удаление остатков прошлогодней растительности с сельскохозяйственных угодий лишает соответствующую территорию материала для горения, чем делает распространение ландшафтного пожара невозможным. Выполнение указанных требований сравнительно легко контролируется как органами местного самоуправления, так и при выполнении мероприятий в рамках осуществления пожарного надзора.
В связи с тем, что возникновение ландшафтных пожаров, как было упомянуто выше, часто связано с недобросовестным ведением сельского хозяйства, а также приводит к существенному ухудшению экологической обстановки, угрозе здоровью и безопасности населения, законопроектом предлагается, наряду с мерами административной ответственности, предусмотренными соответствующим законодательством, распространить действие части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки) на случаи нарушения законодательства Российской Федерации о предотвращении природных (ландшафтных) пожаров.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия федеральных законов.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" требует внесения изменений и дополнений в следующие федеральные законы:
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
- Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
- Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" признание утратившими силу, приостановление, изменение нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" потребуется принятие Правительством Российской Федерации "Порядка организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами Государственной противопожарной службы органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" потребуется принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти "Требований пожарной безопасности по предотвращению ландшафтных (природных) пожаров".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.