Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 671584-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлен на расширение использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере местного самоуправления.
В 2018 году был принят Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), внёсший ряд изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), в том числе касающихся вопросов опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
В частности, Федеральным законом N 83-ФЗ органам местного самоуправления было предоставлено право учреждать и использовать сетевое издание для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений, заключаемых органами местного самоуправления.
При этом согласно части 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 83-ФЗ) официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
В указанном положении содержательно раскрыто понятие официального опубликования через публикацию полного текста муниципального правового акта именно в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Вследствие этого исключается возможность того, что размещение (опубликование) муниципального правового акта в сетевом издании станет альтернативой его опубликования в печатном издании.
Вместе с тем, в части 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что в случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании, объемные графические и табличные приложения к нему (например, приложения к муниципальным программам, карты документов территориального планирования, приложения к решению о местном бюджете) в печатном издании могут не приводиться (в данном случае в печати выйдет акт без указанных приложений).
Данная особенность (изъятие из общего правила) позволяет избежать издержек муниципальных образований на печатание объемных графических, в том числе цветных и табличных приложений к муниципальному правовому акту, с полным текстом которого можно ознакомиться в сетевом издании. Таким образом, данными положениями реализована позиция о возможности одновременного опубликования муниципальных правовых актов как в муниципальных печатных средствах массовой информации, так и в сетевых изданиях.
Однако, анализ правоприменительной практики свидетельствует о наличии объективных предпосылок для внесения дальнейших изменений по данному вопросу в действующее федеральное законодательство.
Было выявлено как внутреннее, так и межотраслевое противоречие норм Федерального закона N 131-ФЗ и Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон Российской Федерации N 2124-1). В частности, статьей 47 Федерального закона N 131-ФЗ и статьей 7 Закона Российской Федерации N 2124-1 органам местного самоуправления предоставлено право учреждать и использовать сетевое издание для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления. При этом согласно статье 7 Закона Российской Федерации N 2124-1 орган местного самоуправления может быть учредителем (соучредителем) сетевого издания только в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ. Однако в пункте 7 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено лишь учреждение печатного средства массовой информации. Сетевое издание в данной норме не указано. Законопроектом данное противоречие устраняется.
Также следует отметить, что к настоящему времени созданы предпосылки для корректировки положений Федерального закона N 131-ФЗ в части определения порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. Возможность использования сетевого издания как альтернативного варианта печатному средству массовой информации для официального размещения (опубликования) текстов муниципальных правовых актов даст возможность органам местного самоуправления с развитой инфраструктурой связи более эффективно использовать возможности информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В то же время отдаленные, труднодоступные регионы или регионы с низкой плотностью населения в свою очередь будут традиционно использовать для официального опубликования муниципальных правовых актов печатные средства массовой информации.
Вместе с тем, из складывающейся динамики распространения информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации поставленные законопроектом цели могут быть достигнуты без ущерба для соблюдения конституционного требования об обеспечении доведения до всеобщего сведения нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека, с учетом проектируемых законопроектом положений, предусматривающих альтернативность опубликования правовых актов как в печатных средствах массовой информации, так и в сетевых изданиях.
В частности, законопроектом предлагается установить, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, либо первое размещение (опубликование) его полного текста в сетевом издании, учредителем (соучредителем) которого является орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования, или в ином официальном сетевом издании, без оговорки, что данное допускается только в отношении объемных графических и табличных приложений к муниципальному правовому акту.
Указанная норма разработана по аналогии с порядком опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) "официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Что касается законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, то их опубликование в соответствии с законами субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) также является их официальным опубликованием (Указ Президента Российской Федерации от 02 апреля 2014 г. N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)").
Таким образом, как на федеральном, так и на региональном уровне официальным опубликованием указанных актов будет являться их опубликование либо в печатном издании, либо в сетевом издании.
Законопроект предусматривает также, что в случае отсутствия в городском или сельском поселении, во внутригородском районе сетевого издания, учрежденного органами местного самоуправления данных муниципальных образований, для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, органы местного самоуправления поселений и внутригородских районов вправе использовать сетевое издание, учрежденное органами местного самоуправления муниципального района, в который входит соответствующее поселение, городского округа с внутригородским делением, в который входит соответствующий внутригородской район. Кроме того, использование в абзацах втором и третьем части 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ формулировок предполагает, что органы местного самоуправления вправе учредить как собственное сетевое издание, так и воспользоваться сетевыми изданиями, учрежденными иными органами публичной власти, а также подведомственными им организациями, созданными для выполнения задач, поставленными перед указанными органами.
Следует отметить, что данная возможность корреспондирует с действующим положением части третьей статьи 9.1 Федерального закона N 5-ФЗ, предусматривающем, что на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты".
Если для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов в соответствии с уставом муниципального образования планируется использовать официальное сетевое издание, учредителем которого выступает орган публичной власти иного публично-правового образования или подведомственная ему организация, данные положения устава (с указанием наименования сетевого издания и доменного имени соответствующего сайта в сети "Интернет") должны быть основаны на соответствующем волеизъявлении (решении, соглашении) указанного органа публичной власти.
Таким образом, законопроектом предусматривается, что в уставе муниципального образования должно быть указано периодическое печатное издание и (или) сетевое издание, являющееся источником официального опубликования.
Предложенные законопроектом изменения позволят, кроме указанного выше, расширить возможность ознакомления населения с муниципальными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также существенно снизить расходы местных бюджетов, связанные с официальным опубликованием муниципальных правовых актов в печатных средствах массовой информации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не повлечет признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.