Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 678404-7 "О внесении изменения в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях повышения эффективности прокурорского надзора за деятельностью контролирующих органов и устранения отдельных проблем правового регулирования, предусмотренного статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Действующая редакция частей 1, 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ фактически устанавливает ответственность за грубые нарушения законодательства о государственном, муниципальном контроле. При этом в части 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ они прямо называются грубыми, а в части 1 перечисляются законодательно установленные грубые нарушения, но в тексте об этом не упоминается.
Перечень грубых нарушений установлен частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Федеральный закон). Выявление установленных Федеральным законом грубых нарушений влечет недействительность результатов проверки.
Необходимость внесения изменений в КоАП РФ обусловлено, во-первых, тем, что такое грубое нарушение закона, как непредставление акта о проведенной проверке, предусмотрено и в части 1, и в части 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ. Таким образом, за одно нарушение по выбору правоприменителя должностное лицо может быть подвергнуто либо штрафу по части 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ, либо дисквалификации по части 2 указанной статьи, что можно определить как широту дискреционных полномочий.
Во-вторых, следует отметить отсутствие ясных критериев, по которым грубые нарушения распределяются между частями статьи 19.6.1 КоАП РФ. В действующей редакции статьи 19.6.1 КоАП РФ перечислено восемь грубых нарушений, из них шесть перечислены в части 1, два - в части 2. Три нарушения из перечня статьи 20 Федерального закона остались без установления санкции. Между тем проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения или отсутствие ее согласования с органами прокуратуры являются не менее серьезными нарушениями, чем проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя контролирующего органа.
При этом выявление таких грубых нарушений, установленных законом, как нарушение срока уведомления о проведении проверки, требование документов, не относящихся к предмету проверки, участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, не может повлечь административную ответственность, так как они не перечислены в диспозиции статьи 19.6.1 КоАП РФ, что образует пробел правового регулирования.
Следует отметить, что в 2018 году органами прокуратуры Республики Башкортостан по фактам грубых нарушений законодательства о государственном, муниципальном контроле возбуждено 60 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.6.1 КоАП РФ, при этом в связи с невозможностью привлечения к административной ответственности по выявляемым фактам истребования у проверяемых лиц документов, не относящихся к предмету проверки, и ненадлежащим их уведомлением о проведении проверки внесено 12 представлений об устранении нарушений закона.
Учитывая вышеизложенное, проектом предлагается изменить редакцию статьи 19.6.1 КоАП РФ путем установления в части 2 ответственности за все грубые нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в виде штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, а в части 3 - ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи, в виде штрафа от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.
При этом статью предлагается дополнить примечанием о том, что понятие грубого нарушения устанавливается законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не влечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.