Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 677173-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросам совершенствования порядка организации и проведения лотерей и азартных игр, усиления ответственности за их незаконные организацию и проведение от 12 августа 2015 г. N Пр-1626, а также в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 358-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом на ФНС России возложены полномочия по ведению перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации и перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации (далее - Перечни).
Реализация ФНС России вышеназванных полномочий возможна при закреплении в законодательстве Российской Федерации правовых норм, позволяющих ФНС России выявлять лиц, осуществляющих деятельность по организации и (или) проведению лотерей и азартных игр без соответствующего разрешения либо лицензии.
Эффективным инструментом, обеспечивающим возможность исполнения ФНС России полномочий по ведению Перечней, является предлагаемое законопроектом наделение ФНС России полномочиями по осуществлению мероприятия по контролю - действий по совершению сделки.
Законопроектом предлагается наделить ФНС России полномочиями выполнять действия по совершению сделки в целях установления российского юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также иностранного лица, осуществляющего деятельность:
по организации и (или) проведению лотерей без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении либо без заключения контракта с организатором лотереи на проведение лотереи, либо после истечения установленного срока проведения лотереи;
по распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или приему лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях;
по организации и (или) проведению азартных игр без лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах или разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на принятие решений о включении в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, нарушающую требования Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" и Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи.
Для реализации ФНС России вышеуказанных полномочий законопроектом предусматривается наделение ФНС России правом в целях установления (выявления) доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", с использованием которых в нарушение требований Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" и Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" осуществляются организация и проведение лотерей и (или) азартных игр, выполнять действия по совершению сделки, в том числе путем заключения договора об участии в лотерее, получения выигрыша по результатам розыгрыша призового фонда лотереи с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа.
Также законопроектом предлагается наделить ФНС России правом проводить контрольные закупки при осуществлении указанным ведомством федерального государственного надзора за проведением лотерей и федерального государственного надзора в области организации и проведения азартных игр в порядке, установленном статьей 16.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Кроме того, в целях приведения к единообразию текста Федерального о закона N 138-ФЗ в статье 6 вводится сокращение понятия "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за проведением лотерей" - орган государственного надзора.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также не потребует внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего федерального закона, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФНС России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
Общая сумма расходов на выполнение действий по совершению сделки в целях выявления информации о лицах, осуществляющих деятельность по организации и проведению лотерей и азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации, может составить 533,25 тыс. рублей в год.
При расчете указанной суммы учтено, что необходимым условием совершения вышеназванных сделок является пополнение "виртуального" счета онлайн казино (онлайн лотереи).
По оценке, сумма пополнения в 80% случаев составляет 100 рублей, в 20% случаев составляет 800 рублей. Таким образом, средняя сумма пополнения "виртуального" счета онлайн казино (онлайн лотереи) составляет 240 рублей.
Полномочиями по совершению сделки планируется наделить трех сотрудников ФНС России, каждым из которых ежедневно будет совершаться в среднем три сделки.
Таким образом, примерная сумма ежегодных расходов на совершение сделок может составить 533 250 рублей (3 сотрудника х 3 мероприятия в день х 247 рабочих дней в году х среднюю сумму пополнения (240 рублей) = 533 250 рублей).
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный закон) потребует разработки и принятия следующих нормативных правовых актов:
постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2013 г. N 75";
приказ Минфина России "О внесении изменений в Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах, утвержденный приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 50н";
приказ Минфина России "О внесении изменений в Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за проведением лотерей" утвержденный приказом Минфина России от 23 декабря 2015 г. N 206н.
Разработка указанных нормативных правовых актов направлена на реализацию норм федерального закона, предусматривающих наделение ФНС России полномочиями по проведению контрольных закупок при осуществлении федерального государственного надзора за проведением лотерей, при осуществлении федерального государственного надзора в области организации и проведения азартных игр в порядке, установленном статьей 16.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Примерный срок подготовки проекта указанного проекта постановления Правительства Российской Федерации и его внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, а также разработки указанных приказов Минфина России -1 квартал 2019 г.
Головным исполнителем по разработке нормативных правовых актов следует определить Минфин России, соисполнителями - Минэкономразвития России, ФНС России.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребуется внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.