Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 677713-7 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, направленного на создание условий для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок посредством введения ограничений при организации перевозок пассажиров и багажа по заказу.
В настоящее время в Российской Федерации существенно обострилась проблема аварийности и, что особенно страшно, гибели людей, включая несовершеннолетних, в результате осуществления их массовых (групповых) перевозок. Значительная часть таких перевозок осуществлялась перевозчиками под видом заказных.
Проблема регулярных перевозок, осуществляемых под видом заказных, в настоящее время приобрела значительные размеры. По данным прокуратуры Удмуртской Республики, только в Удмуртской Республике более 60 Перевозчиков регулярно перевозят пассажиров по межмуниципальным маршрутам под видом заказных. Согласно сведениям территориального отдела государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике в 2016 году было выявлено 9 фактов нарушений правил перевозок пассажиров и багажа по заказу, в 2017 году - 13 фактов и в 2018 году - 25 фактов.
Одной из причин подобного положения дел является осуществление регулярных перевозок под видом нерегулярных, которые осуществляются так называемыми "нелегальными перевозчиками".
Фактически данный вид перевозок ничем не отличается от регулярных перевозок по таким же маршрутам, поскольку производится по расписанию, с отправлением и остановкой в одних и тех же местах, одними и теми же перевозчиками и осуществляется за единую плату для неограниченного числа потребителей.
С учётом вышеизложенного указанные перевозки имеют все признаки регулярных перевозок и таковыми и являются.
Подобные перевозки осуществляются с повышенным риском для пассажиров, так как при их осуществлении транспортная безопасность в местах посадки и высадки пассажиров должным образом не обеспечивается, сами транспортные средства и их водители не проходят соответствующий контроль и проверку, обязательность проведения которых установлена для легальных перевозчиков. Кроме того, осуществление указанных регулярных под видом заказных перевозок содержит признаки недобросовестной конкуренции в отношении легальных регулярных перевозчиков, так как нелегальные перевозчики имеют экономические преимущества перед легальными перевозчиками в виде отсутствия необходимости финансирования мер транспортной безопасности, оборудования касс (наличия кассовых аппаратов), предоставления льгот, установленных законодательством, в том числе и федеральным, а также уклонения от нормального налогового контроля.
В настоящее время статьёй 38 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) в целях создания условий для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок посредством введения ограничений при организации перевозок пассажиров и багажа по заказу допускается установление нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мест на территориях муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта Российской Федерации, отправление из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более трёх раз в течение одного месяца запрещается или должно согласовываться с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Данная норма должна была стать препятствием для осуществления нелегальных регулярных под видом заказных перевозок, но практика её реализации в настоящее время показала, что её положений уже недостаточно для решения вышеуказанной проблемы.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона N 220-ФЗ посадка пассажиров в транспортное средство, которое используется для перевозок пассажиров и багажа по заказу с нарушением требований, предусмотренных вышеуказанным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, то есть более трёх раз в течение одного месяца в определённых субъектом Российской Федерации местах, признаётся посадкой пассажиров в транспортное средство в неустановленном месте.
Таким образом, за нарушение данной нормы и, по сути, осуществление нелегальных регулярных перевозок под видом заказных статьёй 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на водителя в размере трёх тысяч рублей.
Терминология "посадка пассажиров в транспортное средство в неустановленном месте" в настоящее время используется только в статье 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом статья 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу, ответственности за посадку пассажиров в транспортное средство в неустановленном месте и, соответственно, за неисполнение части 1 статьи 38 Федерального закона N 220-ФЗ не содержит.
В настоящее время нарушение части 1 статьи 38 Федерального закона N 220-ФЗ приводит к осуществлению незаконных регулярных перевозок под видом перевозок по заказу, а имеющаяся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность не препятствует этому.
Решение данной проблемы на региональном уровне не представляется возможным, так как субъект Российской Федерации может устанавливать ответственность только за нарушение собственных правовых актов, а в данном случае даже при условии принятия правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего места, отправление из которых одного и того же транспортного средства более трёх раз в течение одного месяца запрещается или должно согласовываться, само такое ограничение в виде запрета или согласования установлено федеральным законом и, соответственно, ответственность за его нарушение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также должна быть установлена на уровне Российской Федерации, что подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 35-АПГ17-4 об оставлении без изменения решения Тверского областного суда от 26 декабря 2016 года, которым было удовлетворено заявление о признании недействующей статьи 50.3 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года N 46-30 "Об административных правонарушениях").
Таким образом, решение указанной проблемы предлагается путём внесения изменений в статью 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях путём дополнения положением об установлении административной ответственности для граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц за отправление одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более трёх раз в течение одного месяца из мест, где оно запрещается, либо из мест, где такое отправление должно согласовываться с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации без такого согласования.
Принятие вышеуказанных изменений позволит соотнести между собой положения части 1 статьи 38 Федерального закона N 220-ФЗ, устанавливающей условия для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок посредством введения ограничений при организации перевозок пассажиров и багажа по заказу, и ответственность за нарушение таких ограничений в профильной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу.
Кроме того, введение ответственности именно на федеральном уровне позволит решить рассматриваемую проблему в целом в Российской Федерации, а не в отдельных её субъектах.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.