Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 674577-7 "О внесении изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
По общему правилу, установленному пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
ЗК РФ содержит случаи, при которых допускается заключение с арендатором нового договора аренды без торгов. Указанные случаи установлены подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, а также пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
Правоприменительная практика приведенных положений складывается противоречиво. Так, зафиксированы случаи, когда исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, отказывают арендаторам, отвечающим условиям вышеуказанных норм, в заключении нового договора аренды, указывая на необходимость проведения торгов. В обосновании своей позиции уполномоченные органы ссылаются на то, что пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ прямо установлено отсутствие у арендатора земельного участка преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов и что указанный пункт не содержит каких-либо исключений и отсылочных норм.
Буквальное толкование положений указанного пункта не позволяет однозначно установить случаи применения данных положений (применяется в отношении договоров аренды, срок действия которых истек, или же в отношении договоров до дня истечения срока их действия).
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения направлены на достижение единообразного понимания и толкования всеми правоприменителями правовой нормы, которая, следовательно, должна отвечать требованию определенности, ясности и недвусмысленности.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.