Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 674572-7 "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. NПр-1004 ГС (абзац четвертый подпункта "б" пункта 1), предусматривающим установление особых мер защиты прав социально уязвимых категорий потребителей (инвалиды, лица пожилого возраста, дети) и административной ответственности за их нарушение.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает меры административной ответственности за правонарушения в сфере защиты прав потребителей, связанные с обманом потребителей, ограничением доступа к информации о потребительских качествах и свойствах товара (услуги, работы), получением недостоверной информации и так далее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новым составом правонарушения, предусматривающим действия, связанные с отказом потребителю в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, обусловленным ограничением жизнедеятельности, состоянием его здоровья, возрастом, кроме случаев, установленных законодательством (ограничения, применяемые при перевозке пассажиров авиационным транспортом, обеспечении доступа к управлению транспортным средством, доступа к развлекательным объектам повышенной опасности (аттракционам), продаже отдельных видов товаров (оказании услуг) несовершеннолетним, нахождении их в определенных местах, и другие ограничения, устанавливаемые в отношении лиц, имеющих нарушения здоровья, ограничения жизнедеятельности, а также детей).
Предлагаемые изменения обусловлены участившимися случаями отказа инвалидам, пожилым гражданам и другим социально уязвимым категориям лиц в доступе к объектам и услугам транспортной инфраструктуры, в потребительской сфере, сфере отдыха по признакам наличия расстройства здоровья, ограничения жизнедеятельности, преклонного возраста и иным подобным основаниям. Зачастую за таким отказом стоят причины формального, ментального, маркетингового, имиджевого и иного характера.
По данным Роспотребнадзора, в его территориальные органы ежегодно поступает более 20 тыс. обращений от представителей социально уязвимых (в связи с наличием инвалидности, возрастом и т.д.) групп на нарушение их потребительских прав.
В отдельных субъектах Российской Федерации доля обращений граждан социально уязвимых категорий с жалобами на нарушения в потребительской сфере в общем количестве обращений по таким нарушениям превышает 20 процентов.
Законопроектом предлагается установить штрафные санкции за указанные правонарушения в виде административного штрафа в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. рублей для юридических лиц.
Принятие законопроекта позволит привлекать к ответственности продавцов, исполнителей услуг или работ к ответственности за проявления дискриминации социально уязвимых категорий граждан, выразившиеся в отказе им в доступе к товарам (услугам, работам) на равных с другими гражданами условиях.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.