Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 680435-7 "О внесении изменений в статью 23.1 Федерального закона "О ветеранах"
Досье на проект федерального закона
Конституция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; государство призвано обеспечивать государственную поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Россия только за последнее время списала 95% долга Узбекистана (889,3 миллиона долларов, в том числе проценты - 388,7 миллиона долларов), списала полностью долг Кубы в размере 31,5 миллиарда долларов, долг КНДР в 11 миллиардов долларов и т.д.
Всего с 1996 года власти РФ списали более 100 млрд. долларов государственных долгов 23 стран мира перед Россией.
Одновременно с указанными шагами государство урезает или не индексирует социальные выплаты, в том числе размеры денежных выплат ветеранам боевых действий.
Общая сумма денежных выплат ветеранам боевых действий с учетом замены набора социальных льгот в натуральной форме на денежные компенсации составляет 2 850 рублей 26 копеек, а с 1 февраля 2019 года будет составлять 2 947 рублей 17 копеек.
С 01 февраля 2018 данная сумма включает в себя, согласно последним изменениям следующий набор социальных услуг:
- обеспечения лекарствами: 828,14 рублей;
- санаторно-курортное лечения: - 128,11 рублей;
- проезд: 118,94 рублей.
Ежемесячная сумма денежных выплат составляет 1 775 рублей 07 копеек.
То есть повышение в 2018 году ограничилось суммой в 69 рублей 52 копейки, а с 1 февраля 2019 года, с учетом индексации, будет составлять 96 рублей 91 копейки.
Процедура субсидирования в России стоит на важном месте в распределении социальной помощи между гражданами. В этой области можно оформить разные виды пособий для отдельных сфер жизнедеятельности.
Субсидирование разных сфер жизни населения проводится в России ежегодно. Каждый член общества может претендовать на те или иные варианты скидок. Но есть и обязательные условия, которым необходимо соответствовать.
Необходимо обеспечить ветеранов боевых действий единовременной денежной выплатой не менее половины уровня среднего прожиточного минимума по России, который на сегодняшний день составляет 10 451 рубля на душу населения, то есть в размере 5 225 рублей 50 копеек.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. От 29.07.2018) "О ветеранах", Ветераны боевых действий - это военнослужащие, в том числе уволенные в запас, военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органовуголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
На основании примечания ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О ветеранах", в которой содержится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, лица, принимавшие участие в боевых действиях в этих государствах, признаются ветеранами боевых действий. Данная категория граждан отдала интернациональный долг в Афганистане, Вьетнаме, Корее, Египте и Анголе, принимала участие в решении чеченских конфликтов, урегулировали военные распри и восстанавливали конституционный строй в Таджикистане, Приднестровье, Дагестане и Чечне, участвовали в Северо-Кавказских операциях, были направлены на службу в Афганистан, в Сирию в июне 1982 года и с 30 сентября 2015 года до сегодняшнего дня. Большинство ветеранов боевых действий получили инвалидность, многие имеют боевые государственные награды.
В настоящее время, по данным Росстата, количество ветеранов боевых действий в России составляет 1 448 342 человека. Многие получили хронические заболевания и инвалидности в ходе выполнения поставленных государством задач. В связи с состоянием здоровья ветераны боевых действий не могут трудоустроиться и обречены нести нищенское существование, что является ударом по репутации Вооруженных сил Российской Федерации. Государство должно по достоинству оценивать вклад ветеранов боевых действий, которые сохранили его суверенность и приложили усилия, сопрягая свою службу с риском для здоровья и жизни, в развитие и поддержание конституции Советского Союза и Российской Федерации на международной арене. Повышение размера субсидий и дополнения рядом льгот для данной категории граждан РФ является по-настоящему важным шагом к улучшению их материального положения.
Таким образом, с принятием данного законопроекта будет проявлена забота о ветеранах, которые все годы были обделены вниманием со стороны государства, в вопросе размера и индексации единовременной денежной выплаты для ветеранов боевых действий.
По этой причине инициаторы проекта закона исходят из установления ежемесячных денежных выплат ветеранам боевых действий с учетом замены набора социальных льгот в натуральной форме на денежные компенсации исходя из уровня не менее половины среднего прожиточного минимума по России.
Определяя размеры выплат участникам, выполнявшим свой долг, защищающим свою страну, полагаем обоснованным закрепление его за показателем не менее половины среднего уровня прожиточного минимума по России, который на III квартал 2018 года установлен в размере 10 451 рублей, а именно в размере 5 225,5 рублей. Кроме того, привязка размера пособия к уровню среднего прожиточного минимума будет означать регулярную автоматическую его индексацию.
В данном законопроекте устанавливается размер единовременной денежной выплаты ветеранам боевых действий только в тех случаях, когда лицо отказывается от льготы, предоставляемой государством.
Необходимо улучшение жизненного уровня всех ветеранов боевых действий и инвалидов военных конфликтов, членов семей погибших (умерших) в локальных войнах, рабочих и служащих воинских частей, находившихся в зонах боевых действий, так как они заслужили право на достойную жизнь в своем государстве.
Данная инициатива направлена на долгосрочную перспективу. Ее реализация окажет положительное влияние на репутацию Вооруженных сил Российской Федерации, обеспечит достойный уровень жизни ветеранов боевых действий, которые несли службу, рисковали здоровьем и самой жизнью во имя суверенитета, конституционного строя и авторитета Советского Союза, а в последующем и России, благоприятно скажется на патриотических настроениях подрастающего поколения, поскольку ветераны боевых действий являются неотъемлемой частью и лицом Российской Армии.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 23.1 Федерального закона "О ветеранах"
По данным Росстата общее число ветеранов боевых действий составляет около 1 млн. 448 тысяч человек.
На III квартал 2018 года величина прожиточного минимума на душу населения составляет 10 451 рублей, не менее половины составляет 5 225,5 рублей.
Общий размер ЕДВ, в который входит стоимость всего набора социальных услуг на 01 февраля 2018 года, составляет 2 850, 26 рублей.
Расчет средств, необходимых для реализации проекта Закона, произведен по следующей формуле:
где:
- величина прожиточного минимума на душу населения на III-й квартал 2018 г.;
- величина ежемесячной денежной выплаты с учетом замены набора социальных льгот в натуральной форме на денежные компенсации на 01 декабря 2018 г.;
N - количество ветеранов боевых действий на 2018 год;
К - коэффициент индексации величины прожиточного минимума.
С = (5225,5 - 2850,26) х 1448342 х 12 х 1 2375,24
Итого: 41 281 918 224 (Сорок один миллиард двести восемьдесят один миллион девятьсот восемнадцать тысяч 224) рубля 96 копеек
Указанная формула, как и исходные данные, нуждаются в уточнении уполномоченными органами исполнительной власти для определения реальной потребности в бюджетных ассигнованиях на реализацию проекта Закона.
Исходя из сложившейся практики, не более половины ветеранов боевых действий примут решение отказаться от натуральных льгот в пользу единовременных выплат. На основании этого, предполагаемая сумма на реализацию данного законопроекта составит около 20 млрд. рублей в год.
Можно говорить о значительных расходах бюджета, однако в среднесрочной перспективе очевидно повышение уровня жизни ветеранов боевых действий, рост их покупательской способности и, как следствие, определенное повышение доходов бюджета.
Несмотря на увеличение нагрузки статьи расходов для федерального бюджета, проект закона имеет важное социальное значение и расходы на его реализацию являются обоснованными и необходимыми.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23.1 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.1 Федерального закона "О ветеранах" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.