Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 680642-7 "Об упразднении Юрлинского и Горнозаводского районных судов Пермского края и образовании постоянных судебных присутствий в составе Кудымкарского городского суда и Чусовского городского суда Пермского края"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении Юрлинского и Горнозаводского районных судов Пермского края и образовании постоянных судебных присутствий в составе Кудымкарского городского суда и Чусовского городского суда Пермского края" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Пермского края.
Проектом федерального закона предлагается упразднить Юрлинский и Горнозаводский районные суды Пермского края, передав относящиеся к их ведению вопросы по осуществлению правосудия в юрисдикцию Кудымкарского городского суда и Чусовского городского суда Пермского края соответственно.
Основаниями для разработки проекта федерального закона явились низкая нагрузка судей Юрлинского и Горнозаводского районных судов и тенденция снижения численности населения на протяжении нескольких лет в указанных территориях.
При подготовке проекта федерального закона был проведен анализ численности административных образований, входящих в создаваемый судебный район, количества судей, нагрузки на них, развитости транспортной инфраструктуры, размещения иных органов государственной власти.
Штатная численность упраздняемых судов составляет три судьи в Юрлинском муниципальном районе, пять - в Горнозаводском. В связи с малым составом районных судов затруднительно выполнить положения процессуального законодательства о последствиях отвода судьи, о направлении дела на новое рассмотрение вышестоящей инстанцией в суд первой инстанции в ином составе судей. Увеличение штатной численности судей указанных судов при такой ситуации потребует изыскания дополнительных площадей для судов, повлечет расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение судей и работников аппаратов судов.
Анализ статистических данных о работе Юрлинского и Горнозаводского районных судов Пермского края в течение нескольких лет показывает, что нагрузка в судах, предлагаемых к упразднению, стабильно ниже среднекраевого показателя и имеет тенденцию к ежегодному снижению:
по уголовным делам: в 2015 году среднекраевой показатель нагрузки на одного судью составлял 2,9 дела (в Юрлинском районном суде - 2,7; в Горнозаводском - 2,5); к 2017 году среднекраевой показатель был 2,7 дела (в Юрлинском районном суде 1,7; в Горнозаводском - 2,8);
по гражданским и административным делам: в 2015 году среднекраевой показатель нагрузки на одного судью составлял 20,7 дела (в Юрлинском районном суде - 10; в Горнозаводском - 11,4); в 2017 году среднекраевой показатель был 8,7 дела (в Юрлинском районном суде - 8; в Горнозаводском - 12,3);
по делам об административных правонарушениях в 2015 году нагрузка по среднекраевому показателю составляла 27,3 дела (в Юрлинском районном суде - 2,8; в Горнозаводском - 12); в 2017 году среднекраевой показатель был 27,9 дела (в Юрлинском районном суде - 24,3; в Горнозаводском - 15,5).
Статистические показатели позволяют уверенно спрогнозировать дальнейшее снижение служебной нагрузки судей Юрлинского и Горнозаводского районных судов при сохранении имеющейся штатной численности.
Положения Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" позволяют создать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, на территории Юрлинского муниципального района предлагается создать постоянное судебное присутствие Кудымкарского городского суда Пермского края и разместить его в здании упраздняемого Юрлинского районного суда в селе Юрла. На территории Горнозаводского городского округа предлагается образовать постоянное судебное присутствие в составе Чусовского городского суда Пермского края и разместить его в помещении упраздняемого суда. Это позволит обеспечить доступность органов судебной власти для населения и избавит от необходимости расширения площадей зданий, занимаемых в настоящее время Кудымкарским и Чусовским городскими судами Пермского края.
При этом штатную численность работников аппаратов упраздняемых судов следует частично передать в Кудымкарский и Чусовской городские суды Пермского края соответственно, а высвободившиеся штатные единицы в дальнейшем распределить иным судам Пермского края, что обеспечит экономию финансовых и материально-технических ресурсов судов.
Упразднение Юрлинского и Горнозаводского районных судов не повлечет ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как места размещения судов фактически не изменятся и граждане смогут реализовать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
Территории Юрлинского муниципального района и Кудымкарского городского округа имеют общие (смежные) границы. Расстояние между населенными пунктами село Юрла и город Кудымкар составляет 47 км, районы соединены автомобильной дорогой, действует автобусное сообщение.
Территории Чусовского муниципального района и Горнозаводского городского округа имеют общие (смежные) границы. Расстояние между населенными пунктами город Чусовой и город Горнозаводск составляет около 45 км, транспортное сообщение осуществляется регулярными рейсами автобусов и электропоездов.
Таким образом, предлагаемый проект федерального закона позволит оптимизировать процесс отправления правосудия в соответствующих территориях Пермского края, высвободить штатные единицы для дальнейшего распределения внутри судебной системы Пермского края и уравновесить нагрузку между судьями, что будет способствовать сокращению сроков рассмотрения судебных дел и повышению качества их рассмотрения, а также обеспечит право граждан на свободный доступ к правосудию путем обращения в суд по месту их проживания.
Следует отметить, что федеральными законами от 14 июня 2011 г. N 134-ФЗ "Об упразднении некоторых районных судов Пермского края" и от 22 декабря 2014 г. N 422-ФЗ "Об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных, городских судов Пермского края" были упразднены 10 малосоставных районных судов Пермского края; на территории 10 районов Пермского края созданы постоянные судебные присутствия районных судов, к которым отнесены вопросы упраздненных судов. Принятие данных федеральных законов позволило обеспечить оптимальное функционирование структуры районных (городских) судов Пермского края, оптимизировать служебную нагрузку судей, что способствовало в том числе сокращению сроков рассмотрения дел.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об упразднении Юрлинского и Горнозаводского районных судов Пермского края и образовании постоянных судебных присутствий в составе Кудымкарского городского суда и Чусовского городского суда Пермского края"
Принятие Федерального закона "Об упразднении Юрлинского и Горнозаводского районных судов Пермского края и образовании постоянных судебных присутствий в составе Кудымкарского городского суда и Чусовского городского суда Пермского края" предполагает изготовление дополнительных печатей, штампов, бланков, замену вывесок на зданиях судов, замену служебных удостоверений судей и работников аппаратов упраздняемых судов.
На указанные цели, связанные с упразднением Юрлинского районного суда Пермского края, потребуется 13 050,00 рублей, в том числе:
1. Вывеска - 1 x2 200,00 = 2 200,00.
2. Бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации - 500 х 1,00 = 500,00.
3. Гербовые печати - 1 х 1 500,00 = 1 500,00.
4. Угловые и прочие штампы - 24 х 300,00 = 7 200,00.
5. Удостоверения для работников суда - 11 х 150,00 = 1 650,00.
На указанные цели, связанные с упразднением Горнозаводского районного суда Пермского края, потребуется 13 650,00 рублей, в том числе:
1. Вывеска - 1 x2 200,00 = 2 200,00.
2. Бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации - 500 х 1,00 = 500,00.
3. Гербовые печати -2x 1 500,00 = 3 000,00.
4. Угловые и прочие штампы - 18 х 300,00 = 5 400,00.
5. Удостоверения для работников суда - 17 х 150,00 = 2 550,00.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Федерального закона, будет осуществлено за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для обеспечения деятельности районных, городских судов Пермского края, и не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с сокращением ставок, будет осуществлено за счет средств федерального бюджета и повлечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об упразднении Юрлинского и Горнозаводского районных судов Пермского края и образовании постоянных судебных присутствий в составе Кудымкарского городского суда и Чусовского городского суда Пермского края"
Принятие Федерального закона "Об упразднении Юрлинского и Горнозаводского районных судов Пермского края и образовании постоянных судебных присутствий в составе Кудымкарского городского суда и Чусовского городского суда Пермского края" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.