Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 680786-7 "О внесении изменений в статью 112 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части усиления гарантий защиты прав несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи)"
Досье на проект федерального закона
Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), вступивший в силу 1 марта 1996 года, закрепил важнейшие положения, способствующие реализации права несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи на получение содержания (алиментов).
При ведении совместного хозяйства, порядок и форма предоставления детям материального содержания определяются родителями самостоятельно, путем согласования и распределения возникающих денежных расходов. Гораздо сложнее данные вопросы регулируются в случае распада семьи, который может иметь место не только при расторжении брака, но и при его юридическом сохранении с прекращением семейных отношений. В случае если родители не предоставляют содержания своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (п. 2 ст. 80 СК РФ).
Также СК РФ предусматривает обязанность взрослых детей предоставлять своим нетрудоспособным нуждающимся родителям минимум материальных благ, способных обеспечить их существование. Эта обязанность носит безусловный характер и не связана с наличием либо отсутствием у гражданина постоянного и достаточного дохода. То есть вне зависимости от материального и семейного положения взрослых трудоспособных детей родители вправе получать от них необходимое для поддержания своей жизнедеятельности содержание.
Законодательством об исполнительном производстве и семейным законодательством Российской Федерации (ст. 112 СК РФ), установлен общий порядок исполнения требований исполнительного документа о взыскании алиментов.
В первую очередь взыскание алиментов в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда, а также взыскание задолженности по алиментам производится из заработка и (или) иного дохода должника.
В случае недостаточности заработка и (или) иного дохода должника для погашения задолженности, алименты удерживаются из находящихся на счетах в банках или иных кредитных учреждениях денежных средств, принадлежащих должнику, а также из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности.
В случае недостаточности денежных средств, исполнение исполнительного документа о взыскании алиментов, а также взыскание задолженности, образовавшейся в результате неисполнения должником требований исполнительного документа, может быть произведено путем обращения взыскания на любое имущество должника, на которое по закону может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Однако и такого имущества у должника тоже может не быть и многолетняя практика применения положений статьи 112 СК РФ демонстрирует, что далеко не все несовершеннолетние дети, а также иные члены семьи, по закону обладающие правом на получение алиментов, могут реализовать его на практике.
Стоит отметить, что в настоящее время случаи уклонения от уплаты алиментов, к сожалению, не редкость. Практика Федеральной службы судебных приставов показывает, что часто лишь реальная угроза применения определенных мер ответственности в отношении должников вынуждает их соответствующим образом исполнить свои обязанности по уплате алиментов. Неуплата алиментов становится рядовым явлением и имеет широчайшее распространение. Но даже в случае, когда такая уплата осуществляется добровольным путем, зачастую средств, выплачиваемых должником, не хватает на полноценное содержание несовершеннолетнего и (или) нетрудоспособного члена семьи.
Связаны подобные прецеденты с различного рода причинами: это и невысокий уровень доходов должника, и сокрытие им реальных доходов, а также их источников. Всё это приводит к установлению алиментных выплат ниже уровня, при котором невозможно достижение главной цели алиментов - содержания несовершеннолетнего и (или) нетрудоспособного члена семьи.
Ввиду отсутствия обязательств у государства по оказанию материальной поддержки за счет бюджетных средств, подобные ситуации становятся все более частыми. При этом расходы, которые потребуются для реализации данного законопроекта будут возмещены в рамках системы исполнительного производства, регулируемой действующим законодательством.
Несовершеннолетнему лицу, а также нетрудоспособному члену семьи требуются материальные средства для существования, в связи с чем, настоящим законопроектом предлагается обеспечить граждан, обладающих правом на получение алиментов, материальной поддержкой со стороны органов государственной власти, начиная с шестого месяца фактического отсутствия алиментных платежей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части усиления гарантий защиты прав несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи)
Согласно официальной статистике Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации (ФССП России), по состоянию на 1 апреля 2018 года, остаток неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов составил 850 тыс. единиц на общую сумму задолженности в 133,4 млрд. руб. (на начало календарного года - 844,9 тыс. исполнительных производств на общую сумму 131 млрд. руб., на начало 2017 года - 874,8 тыс. производств на общую сумму 133 млрд. руб.).
В результате применения к должникам мер понуждения, количество неоконченных исполнительных производств, по которым производится выплата алиментов за счет добровольного исполнения своих обязательств либо за счет обращения взыскания на доходы, увеличилось на 11 525 производств (с 587,9 тыс. единиц по состоянию на 1 апреля 2017 года до 599,4 тыс. по состоянию на 1 апреля 2018 года).
Производя ориентировочные расчеты, исходя из имеющихся данных, получаем следующую картину:
Среднее количество исполнительных производств за период 2017 - 2018 гг. ():
Среднее количество исполнительных производств за период 2017-2018 гг., по которым удается добровольно взыскать алиментные платежи, учитывая динамику ():
Доля исполнительных производств от общего количества за период 2017- 2018 гг., по которым не удается взыскать алиментные платежи ():
Среднее значение общей суммы задолженности по неуплаченным алиментам за 2017 - 2018 гг. ():
Ориентировочный объем денежных средств, которые не удается взыскать добровольным путем, и, соответственно, потенциально становящиеся бременем для федерального бюджета вследствие принятия настоящего проекта федерального закона ():
Исходя из этого можно сделать вывод, что принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части усиления гарантий защиты прав несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи) повлечет за собой единовременные затраты из средств федерального бюджета в размере порядка 39,4 млрд. руб. Однако предполагается, что расходы, которые потребуются для реализации данного законопроекта, будут впоследствии возмещены в рамках системы исполнительного производства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части усиления гарантий защиты прав несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части усиления гарантий защиты прав несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.