Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 681388-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон) для организаций и индивидуальных предпринимателей установлена обязанность применения контрольно - кассовой техники (далее - ККТ) на территории РФ при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом. В настоящее время Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 192-ФЗ для расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, предусмотрена отсрочка обязательного применения Закона до 1 июля 2019 года.
Вместе с тем, после прекращения действия отсрочки приобретут особую актуальность проблемы с применением положений Закона в сфере ЖКХ, которые можно условно разделить на четыре группы:
1. Невозможность направления кассового чека в отсутствие информации о плательщике. Договоры в сфере ЖКХ заключаются путем совершения конклюдентных действий. То есть в большинстве случаев отсутствует письменная форма договора. При этом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность потребителей предоставлять исполнителю коммунальных услуг свои персональные данные. Вследствие этого являются неисполнимыми следующие требования Закона:
- обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов (п. 5 ст. 1.2);
- при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из способов, указанных в Законе, в том числе в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.3 ст. 1.2).
2. Невозможность исполнения способов направления (передачи) кассового чека, предусмотренных Законом.
В рамках предоставления жилищно-коммунальных услуг не происходит передача товара (осуществляется оказание услуг (выполнение работ)), а также может не происходить непосредственное взаимодействие клиента с пользователем. Следовательно, в случае расчетов за жилищно-коммунальные услуги не реализуем ни один из нижеперечисленных способов передачи кассового чека:
- в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара;
- на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;
- на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
3. Невозможность исполнения сроков формирования и передачи кассового чека плательщику и фискальных данных в налоговый орган:
- сформировать кассовый чек не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя (п. 5.4 ст. 1.2);
- обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных (п. 6 ст. 1.2).
4. Невозможность идентифицировать способ (через банк или банковскому платежному агенту) и вид платежа (за прошлые периоды (погашение задолженности), за текущий период, предоплата, гос.пошлина или пеня).
Привлечение кредитной организацией (оператором по переводу денежных средств) банковского платежного агента может осуществляться при условии подтверждения банковским платежным агентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи (направления) кассового чека. Таким образом, возможны ситуации, когда потребитель получит два кассовых чека за оплату одной и той же коммунальной услуги: от банковского платежного агента (субагента) в момент совершения расчета и от организации, оказывающей коммунальные услуги, по факту получения денежных средств на её расчетный счет. Соответственно, налоговые органы дважды получат фискальные данные об одном и том же платеже.
Такая ситуация может привести к расхождениям между фискальными данными, предоставленными налоговым органам, и фактическими данными о размере выручки (стоимость реализованных товаров, работ, услуг) пользователя.
Следует отметить, что в целом применение положений Закона в сфере ЖКХ приведет к росту платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в связи с необходимостью включения в ставку за жилое помещение и тарифы на коммунальные услуги новых расходов на закупку контрольно-кассового оборудования, на программное обеспечение, на оплату труда в связи с привлечением дополнительного персонала, а также на рассылку смс сообщений/сообщений на адреса электронной почты. При существующем ограничении платы граждан за жилищно-коммунальные услуги возникновение новых расходов у исполнителей таких услуг приведет к необходимости сокращения текущего и капитального ремонта многоквартирных домов и коммунальной инфраструктуры, а также снижению качества оказываемых услуг и выполняемых работ.
В отношении товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, которые в основном получают платежи граждан в безналичном порядке, требования Закона означают понуждение к дополнительным сборам с собственников в целях закупки оборудования и оплаты услуг бухгалтеров и оператора фискальных данных.
Дополнительно стоит отметить, что в случае неисполнения требований Закона со стороны лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, ресурсоснабжающих организаций к указанным лицам будут применяться меры административного воздействия вплоть до приостановления их деятельности. Очевидно, что приостановка деятельности организаций, снабжающих граждан жизненно необходимыми коммунальными услугами приведет к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям и поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Законопроектом предлагается не применять ККТ при осуществлении расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием законопроекта "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.