Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 681872-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Одним из элементов укрепления платежной дисциплины в сфере жилищно-коммунального хозяйства является претензионно-исковая работа с гражданами, не исполняющими в добровольном порядке обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В настоящее время в соответствии со статьями 121, 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) для обращения в суд в целях взыскания с гражданина задолженности по оплате за жилое помещение, уплате взноса на капитальный ремонт и коммунальные услуги товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации (далее - лица, осуществляющие управление многоквартирным домом), ресурсоснабжающие организации и региональные операторы обязаны указывать только наименование ответчика (должника) и его место жительства.
В случае наличия у перечисленных организаций сведений о дате, месте рождения и месте работы должника, они вправе их указать в заявлении о выдаче судебного приказа, что значительно упрощает процедуру исполнения судебного приказа, так как исключается ошибочная идентификация гражданина в качестве должника (статья 131 ГПК РФ).
Однако в большинстве случаев у лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов отсутствуют персональные данные потребителей жилищно-коммунальных услуг. Это обусловлено рядом факторов, среди которых отсутствие обязанности граждан предоставлять свои персональные данные, заключать договоры в письменной форме и отсутствие права перечисленных организаций получать такие данные в органах исполнительной власти и организациях (например, МВД России).
Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" существенно меняется порядок обращения в суд в целях взыскания задолженности с граждан, в том числе по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В частности, при подаче в суд исковых заявлений и заявлений о выдаче судебного приказа лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы обязаны будут в соответствии с частью 2 статьи 124, частью 2 статьи 131 ГПК РФ указывать один из следующих идентификаторов ответчика (должника):
- страховой номер индивидуального лицевого счета,
- идентификационный номер налогоплательщика,
- серия и номер документа, удостоверяющего личность,
- основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя,
- серия и номер водительского удостоверения,
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.
Указанный Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Учитывая, что у лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов отсутствуют вышеуказанные обязательные сведения о гражданах, а также отсутствует возможность получения их из иных источников, со вступлением в силу указанного Федерального закона проведение претензионно-исковой работы с гражданами, не исполняющими в добровольном порядке обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, станет невозможной. В свою очередь, это негативно отразится:
- на техническом состоянии многоквартирных домов, качестве предоставляемых коммунальных услуг в связи с отсутствием необходимого объема средств для проведения работ по содержанию общего имущества в многоквартирных домах и текущего ремонта, модернизации коммунальной инфраструктуры,
- на финансовой устойчивости региональных операторов, что приведет к несвоевременному проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и наступлению субсидиарной ответственности субъекта Российской Федерации;
- на добросовестных гражданах, своевременно исполняющих свою обязанность по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, так как они будут вынуждены покрывать невозвратные долги за счет дополнительного сбора средств на указанные виды работ и для пополнения фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, а также при полной и своевременной оплате будут получать некачественные услуги.
В целях предотвращения наступления указанных негативных последствий как для граждан, так и для отрасли ЖКХ в целом, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы предоставляют при подаче заявления о выдаче судебного приказа или искового заявления идентификаторы гражданина должника только в том случае, если они известны.
Кроме того, в исполнительном листе идентификаторы ответчика включаются, только если они известны. Следует отметить, что данное уточнение необходимо, в том числе для решения вопроса о порядке выдачи исполнительных листов по судебным актам, вынесенным до вступления в силу указанного Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием законопроекта "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.