Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 687211-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на установление особого порядка временного пребывания в Российской Федерации лиц, постоянно проживающих на территориях Донецкой и Луганской областей Украины.
Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации данных иностранных граждан не может превышать девяносто суток.
В случае нарушения порядка временного пребывания в Российской Федерации к лицам, постоянно проживающим на территориях Донецкой и Луганской областей Украины, применяются меры административной ответственности в виде штрафов или административного выдворения за пределы территории Российской Федерации.
В настоящее время в России постоянно находятся несколько миллионов граждан Украины (лиц, постоянно проживающих на территориях Донецкой и Луганской областей Украины). Это знающие русский язык и культуру люди, многие русские по национальности, которые хотят жить, работать, учиться, создавать семьи. В надежде на лучшую жизнь, они уезжают с территории Украины по причине нестабильной общественно-политической ситуации на Украине, где открыто ведется расистская политика против русских и русскоязычного населения.
К сожалению, приобретение гражданства Российской Федерации занимает довольно продолжительный срок, который может длиться от года до пяти лет. Кроме того, лица, постоянно проживающие на территориях Донецкой и Луганской областей Украины, по разным причинам не могут даже начать процедуру приобретения гражданства России. Таким образом, по истечении 90 дней, то есть каждые три месяца, под угрозой депортации, они вынуждены пересекать границу между Российской Федерацией и Украиной и обратно возвращаться в Россию.
Согласно официальным статистическим данным, предоставленным МВД России, ежегодно границу между Россией и Украиной пересекают около 3 млн. украинцев: в 2015 г. - 4 130 176 человек, в 2016 г. - 3 325 222 человека, в 2017 г. - 3 257 047 человек, в 2018 г. - 2 983 768 человек. В то же время из них только около 3% приобретают гражданство России: в 2015 г. - 67 400 человек, в 2016 г. - 100 696 человек, в 2017 г. - 85 119 человек, в 2018 г. - 83 081 человек.
На основании изложенного, законопроектом предлагается определить, что срок временного пребывания лиц, постоянно проживающих на территориях Донецкой и Луганской областей Украины, составляет один год и может быть продлен на тот же срок по заявлению лица, постоянно проживающего на территории Донецкой или Луганской области Украины, подданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за пять рабочих дней до окончания срока временного пребывания в Российской Федерации, без выезда с территории Российской Федерации.
Одновременно с этим лица, постоянно проживающие на территориях Донецкой и Луганской областей Украины, временно пребывающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу предлагаемого Федерального закона, также будут иметь право подать заявление о продлении срока временного пребывания на один год не позднее чем за два рабочих дня до окончания срока временного пребывания в Российской Федерации, без выезда с территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит упростить режим пребывания в Российской Федерации лиц, проживающих в Донецкой и Луганской областях Украины, а также способствует планомерному приобретению ими российского гражданства.
Считаем, что необходимо укреплять братство и единое духовное и культурное начало русского и украинского народов, которые имеют единство происхождения и общность всего исторического развития.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, дополнения, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.