Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 682012-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации последовательно реализуется государственная политика социальной поддержки граждан, которая включает прямые выплаты, налоговые льготы, адресную помощь, меры поддержки по социальному статусу и жизненной ситуации, возрасту и состоянию здоровья. По инициативе Президента в настоящее время сформирована программа комплексных мер поддержки молодых семей: единовременные выплаты семьям, имеющим детей, и программа материнского капитала. При этом, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления реализуются дополнительные меры социальной поддержки. Сформированы также меры поддержки для граждан пенсионного и предпенсионного возраста.
Общее количество реализуемых мер социальной поддержки в Российской Федерации превышает 3 000. Используется 12 форм налоговых льгот. Общее количество категорий получателей мер социальной поддержки более 600, мерами социальной поддержки охвачено 54 млн. граждан.
Система оказания государственных услуг гражданам в Российской Федерации постоянно совершенствуется и последовательно ориентирована на оперативность, удобство и доступность.
С 2015 года сформирована Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее - ЕГИССО), которая содержит в себе исчерпывающую информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Оператором системы является Пенсионный фонд Российской Федерации. Поставщиками информации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки).
Настоящим законом предлагается создать механизм востребования и предоставления гражданам этой важной и полезной информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах.
Законопроектом создаются процедуры и удобные для граждан форматы взаимодействия с исполнительными органами государственной власти с целью дальнейшего повышения качества государственных услуг и помощи гражданам в получении полной и достоверной информации о правах, гарантиях и мерах поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях, порядке и месте, условиях получения конкретных персонифицированных льгот, выплат, компенсаций по принципу единого запроса-обращения. Формируется заинтересованность в доведении мер социальной поддержки до граждан.
Реализация закона существенно повысит эффективность социальной политики и создаст дополнительные условия в достижении целей повышения поддержки и качества жизни граждан.
Обязательное, полное доведение информации и помощь в востребованности мер социальной поддержки гражданами станет новым качеством государственной социальной политики и обеспечит эффективность адресных мер.
Важно подчеркнуть, что речь идет обо всех основаниях и формах социальной поддержки без ограничения.
Законопроектом предусмотрены следующие форматы информирования граждан:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;
2) на основании бесплатного голосового обращения по выделенному телефонному номеру;
3) путем посещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки).
Гражданин самостоятельно, в зависимости от места жительства, доступности услуг связи и навыков, сможет выбрать удобный лично для него способ получения информации. Предоставление информации будет осуществляться в момент обращения. Таким образом, законопроектом делается первый шаг к реализации Послания Президента Российской Федерации в части перевода оказания ключевых государственных услуг до конца 2020 года в проактивный формат.
Поэтапная реализация законопроекта обусловлена необходимостью реализации комплекса подготовительных процедур, в связи с чем, законопроектом устанавливается переходный период.
Законопроектом предлагается наделить субъект Российской Федерации правом информировать заявителей о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, на которые могут претендовать заявители. Законопроектом предусматривается возможность формирования списка мер социальной поддержки, как на основании данных ЕГИССО, так и на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, что обеспечит полноту информации с учётом регионального аспекта.
Законопроект разработан во взаимодействии с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Создание системы информирования поддерживается Министерством и отражает стратегию внедрения современных и адаптированных информационных систем для граждан. Создание системы будет реализовано в рамках уже предусмотренных бюджетных ассигнований и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Принципиально важно, что государство, взяв на себя новые социальные обязательства, не только гарантирует их исполнение и проявляет заинтересованность в том, чтобы гражданину было известно на какие меры социальной поддержки он может претендовать, с тем, чтобы оперативно воспользоваться своими правами. То есть государство помогает гражданину, содействует и фактически обеспечивает доведение мер поддержки до исполнения в интересах гражданина.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Законопроект направлен на повышение эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки) путем информирования граждан о возникающих на них правах исходя из жизненного события несколькими способами.
Законопроект обеспечивается реализацией включенных в утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голиковой 28.12.2018 план по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы следующих мероприятий в области информационно-коммуникационных технологий:
1. создание Единого контакт-центра;
2. развитие Единой государственной информационной системы социального обеспечения;
3. создание автоматизированной системы взаимодействия с гражданами в сфере государственной социальной помощи.
В соответствии с частью 1 статьи 5.2 законопроекта формирование персонифицированной информации о правах на меры социальной защиты (поддержки) будет осуществляться в рамках предусмотренных Пенсионному фонду Российской Федерации бюджетных ассигнований на развитие Единой государственной информационной системы социального обеспечения.
Обеспечение реализации пункта 1 части 2 статьи 5.2 законопроекта по направлению уведомлений гражданам о возникающих правах на меры социальной защиты (поддержки) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и получения данной информации путем посещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрено в рамках функциональности автоматизированной системы взаимодействия с гражданами в сфере государственной социальной помощи.
Создание автоматизированной системы взаимодействия с гражданами в сфере государственной социальной помощи планируется в рамках бюджетных ассигнований средств федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", в состав которого в соответствии с протоколом заседания Президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 января 2019 года N 1 включен суперсервис "Социальная поддержка онлайн", позволяющий, в том числе, гражданам проактивно получать уведомления о положенных ему мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплатах.
Информирование с использованием бесплатного выделенного телефонного номера будет реализовано за счёт предусмотренных Пенсионному фонду Российской Федерации бюджетных ассигнований на создание Единого контакт-центра.
Также необходимо отметить, что выполнение функций сотрудниками Минтруда России, Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы не потребует увеличения численности, в связи с чем не повлечет увеличения бюджетных ассигнований средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на оплату труда.
Таким образом реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" не потребует внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.