Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 683904-7 "О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается ратифицировать Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее - Второй дополнительный протокол).
Российская Федерация является участником Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее - Конвенция) и Дополнительного протокола к Конвенции (подписаны 7 ноября 1996 г. и ратифицированы Федеральным законом от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ).
Второй дополнительный протокол, подписанный от имени Российской Федерации Министром юстиции Российской Федерации Коноваловым А.В. в г. Страсбурге 1 декабря 2017 г., направлен на повышение эффективности механизмов сотрудничества в рамках Конвенции путем модернизации и дополнения ряда ее положений, в частности расширения круга обстоятельств, дающих основания для направления запроса о правовой помощи, а также упрощения и ускорения процедуры оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, придания этой процедуре большей гибкости.
Второй дополнительный протокол содержит иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, правила в части, касающейся регламентации отдельных вопросов оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, например участия должностных лиц компетентных органов запрашивающей Стороны в совершении процессуальных действий на территории запрашиваемой Стороны, временной передачи содержащихся под стражей лиц запрашиваемой Стороне, распределения расходов при оказании взаимной правовой помощи и расширения объема оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, в частности отсрочки исполнения запросов, допроса лиц посредством видеоконференции, телефонной конференции, инициативного предоставления информации.
Кроме того, во Втором дополнительном протоколе содержатся положения, касающиеся основных прав и свобод человека и гражданина.
В связи с изложенным Второй дополнительный протокол подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
При ратификации Второго дополнительного протокола предполагается реализация предусмотренного им права на оговорки по статьям 16 - 20 в части, касающейся их полного или частичного непринятия, а также на заявления, отражающие особенности выполнения Российской Федерацией отдельных обязательств, предусмотренных Конвенцией.
В частности, предлагается оговорить, что Российская Федерация на основании пункта 2 статьи 33 Второго дополнительного протокола оставляет за собой право не принимать статьи 16, 17 и 19 Второго дополнительного протокола, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность направления по почте процессуальных документов и судебных решений лицам, находящимся на территории другой Стороны, а также возможность осуществления на территории Российской Федерации должностными лицами иностранного государства оперативно-разыскной деятельности (тайных расследований) и наблюдения за лицом, которое предположительно участвовало в совершении преступления.
Кроме того, Российская Федерация использует право применять положения статей 18 и 20 Второго дополнительного протокола, касающиеся контролируемой передачи обвиняемого на территорию другой Стороны, организации и деятельности групп совместного расследования, при условии достижения договоренности о том, что юрисдикция Стороны проведения операции не будет распространяться на действия должностных лиц другой Стороны, совершенные ими при исполнении своих официальных обязанностей.
В заявлениях ко Второму дополнительному протоколу определяются федеральные государственные органы, уполномоченные на направление и получение запросов о правовой помощи и информации, передаваемой без запроса (центральные органы), а также их компетенция. Отмечается, что компетентным органом, уполномоченным на рассмотрение и направление просьб о представлении копий документов о судимости и принятии мер на национальном уровне, является Минюст России.
Исполнение запросов о правовой помощи обусловливается направлением оригиналов этих запросов в центральный орган, а в неотложных случаях - в компетентный орган с одновременным направлением их копий в центральный орган. При этом уточняется порядок направления запросов о правовой помощи, касающихся основных прав и свобод человека и гражданина и требующих решения суда или прокурора.
Определяются условия, согласно которым Российская Федерация готова принимать и исполнять запросы, полученные по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи. Указываются органы, которые для целей Конвенции рассматриваются в качестве судебных органов.
Конкретизируется порядок проведения слушаний посредством видеоконференции или телефонной конференции. При этом предлагается распространить соответствующие положения Второго дополнительного протокола на возможность запросить проведение допроса потерпевшего по уголовному делу.
Уточняются условия использования информации, добровольно предоставленной другой Стороной, а также условия для заключения соглашения о временной передаче лица, содержащегося под стражей, запрашивающей Стороне. Заявляется, что персональные данные, переданные другой Стороне, для целей судопроизводства, осуществляемого в рамках Конвенции или любого протокола к ней, либо связанных с ним других судебных или административных процедур, а также для предотвращения угрозы общественной безопасности не могут использоваться без предварительного согласия Российской Федерации.
Определяются федеральные государственные органы, которые рассматриваются как административные органы для целей пункта 3 статьи 1 Конвенции, а также их компетенция.
Реализация Второго дополнительного протокола будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным государственным органам, участвующим в исполнении его положений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Принятие федерального закона "О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Принятие федерального закона "О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.