Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 684924-7 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан в целях регулирования перемещения физическими лицами по территории Российской Федерации табачной продукции, немаркированной в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Увеличение акцизных ставок на табачные изделия в Российской Федерации, независимая акцизная политика государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) при отсутствии таможенных границ между данными государствами создают предпосылки для роста нелегального рынка табачных изделий, в основном за счет притока более дешевых сигарет из государств-членов ЕАЭС в Российскую Федерацию.
Согласно результатам независимых исследований, доля нелегальной табачной продукции в России в третьем квартале 2018 года увеличилась по всей стране до 8,4% в сравнении с 4,5% в аналогичном периоде 2017 года. При этом доля нелегальной продукции из государств-членов ЕАЭС на российском рынке достигла в третьем квартале 2018 года 4,2%.
Внутри таможенной территории ЕАЭС обеспечивается свободное перемещение товаров физическими лицами для целей, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, без определения допустимого количества сигарет к перемещению для личного потребления. Такой подход создает предпосылки для беспрепятственного перемещения физическими лицами нелегальной табачной продукции в крупных и особо крупных размерах из государств-членов ЕАЭС на территорию Российской Федерации.
Неконтролируемый оборот табачных изделий представляет угрозу для экономических интересов Российской Федерации. Рост нелегальной торговли приводит к сокращению доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, повышению ценовой доступности нелегальной табачной продукции, в первую очередь для несовершеннолетних, а также к резкому снижению уровня легальности табачного рынка Российской Федерации.
Для противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции в Российской Федерации статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрены ограничения по объемам перемещения немаркированной алкогольной продукции физическими лицами. Одновременно статьей 14.17.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции. В отношении табачной продукции подобные ограничения российским законодательством не предусмотрены.
В целях противодействия нелегальному обороту табачной продукции, по аналогии с ограничениями, предусмотренными в отношении алкогольной продукции, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - 15-ФЗ) и установить количественные нормы по перемещению физическими лицами по территории Российской Федерации табачной продукции, немаркированной в соответствии с нормами российского законодательства, в количестве не более 600 сигарет, или 150 сигар (сигарилл), или 750 г табака, или указанных изделий в ассортименте общим весом не более 750 г, на одного человека.
Сопутствующим законопроектом предлагается предусмотреть соответствующие нормы по ответственности физических лиц за нарушение ограничений, вводимых Федеральным законом N 15-ФЗ, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья гразвдан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.