Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 685925-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части установления дополнительных требований к служебному поведению государственного и муниципального служащего)"
Досье на проект федерального закона
В последние годы в России участились случаи, когда чиновники разных уровней выражают свое презрительное отношение к гражданам Российской Федерации, особенно, - к социально не защищенным слоям населения, оскорбляя их в той или иной форме. Все это свидетельствует о грубом попирании конституционных норм. Российская Федерация в ст. 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Положения российской Конституции нацелены на то, чтобы политика государства обеспечивала создание максимально возможных на соответствующем этапе развития страны благоприятных условий обеспечения достойной жизни человека, в том числе путем регулирования социально-экономических прав и сфер жизнедеятельности, защиты и поддержки малоимущих и социально незащищенных слоев населения.
Согласно положениям пунктов к), л), м) части 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21): государственный служащий обязан проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России..., учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления. Все вышеперечисленные требования нашли отражение в статье 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статье 14.1 Федерального закона от 02.03. 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Однако, выше перечисленные нормы являются только предписывающими, а не запретительными, поскольку устанавливают, как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего. При этом, следует учитывать, что оценки нравственных и этических норм и ценностей в современном российском обществе существенно разнятся и отличаются субъективностью в условиях тотального отрицания сложившихся ранее норм поведения и ценностей.
Следовательно, при определении поступка как порочащего честь и достоинство гражданского служащего, возникают трудности юридикотехнического характера, поскольку следует учесть не только значительное разнообразие возникающих поведенческих ситуаций, но и определить приемлемые меры воздействия, прежде всего дисциплинарного, за нарушение данного требования к служебному поведению. Предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего, не представляется возможным. В силу обозначенных причин возникла необходимость в восполнении образовавшегося правого пробела.
Отсутствие реального механизма ответственности за те или иные нарушения рекомендательных предписаний статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также аналогичной по содержанию - статьи 14 Федерального закона от 02.03. 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" привели к множественности рецидивов нарушения прав граждан. Таким образом, представляется необходимым дополнить часть первую стать 17 ФЗ N 79-ФЗ пунктом 10.1 и часть первую статьи 14 ФЗ N 25-ФЗ пунктом 9.1, поскольку именно вышеуказанные нормы носят запретительный характер, а, - следовательно, их исполнение обеспечивается мерами ответственности. В противном случае, череда громких оскорблений чиновниками граждан России продолжит пополняться новыми презрительно-унизительными высказываниями.
В октябре 2017 года губернатор Калининградской области Антон Алиханов, комментируя журналистам проект регионального бюджета на 2018 год, грубо и не этично ответил на вопрос, вернёт ли правительство области компенсации за детский сад: "Нет. - Почему?- По кочану".
Осенью 2018 г. на встрече с молодежью Кировграда директор департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких заявила: "вам государство вообще, в принципе, ничего не должно", "вам должны ваши родители. Потому что они вас родили. Государство их не просило вас рожать".
В том же 2018 году, министр труда, занятости и миграции Саратовской области Наталья Соколова сказала, что прожиточного минимума в размере 3500 рублей достаточно для удовлетворения "минимальных физиологических потребностей".
Российский народ для подобного рода чиновников - досадная помеха в их счастливой жизни, это докучливые просители, путающиеся под ногами. Безответственные чиновники пытаются обвинить "проблемные категории" граждан в их же бедах, т.е. бедности, возникшей по причине отсутствия выполнения государством (в лице чиновников) своей социальной функции.
Своими заявлениями такие представители чиновничества не только оскорбляют народ, но и дискредитируют саму структуру государственной власти в России.
Принятие предложенных запретов для государственных и муниципальных служащих, поможет не только сделать более эффективным взаимодействие граждан с органами муниципальной, региональной и федеральной власти, но и укрепит доверие к институтам государственной власти в целом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части установления дополнительных требований к служебному поведению государственного и муниципального служащего)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части установления дополнительных требований к служебному поведению государственного и муниципального служащего) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части установления дополнительных требований к служебному поведению государственного и муниципального служащего)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части установления дополнительных требований к служебному поведению государственного и муниципального служащего) потребует принятия корреспондирующих поправок в статьи Главы 5, Главы 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.