Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 685933-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных служащих и представителей органов законодательной власти)
Досье на проект федерального закона
Публичные оскорбления представителей исполнительной и законодательной власти в адрес народа стали в последнее время привычным для России явлением, свидетельствующем о классовом неприятии находящегося за чертой бедности населения. Исполняя свои властные полномочия, безответственные чиновники или избранные представители законодательной власти публично оскорбляют народ, обвиняя самих граждан в их обездоленном положении.
Таким образом происходит искажение принципов государственной и социальной системы, искажение сознания у государственных и муниципальных служащих, которое происходит под влиянием новых рыночных отношений, что грозит негативными социальными процессами и потрясениями.
В 2015 году депутат Законодательного собрания Свердловской области Илья Гаффнер, комментируя повышение розничных цен на продукты на 25% за год, сказал: "Если не хватает денежных средств, надо вспомнить, мы же все россияне, русские люди, прошли и голод, и холод. Надо просто задуматься о собственном здоровье и поменьше питаться, например".
2 ноября 2018 г. ярославский депутат Дмитрий Петровский предложил отменить в России пенсии по старости: "Мы привыкли сидеть у государства на шее, мы привыкли, что оно нам что-то должно. Это пришло к нам с наследием Советского Союза, а нужно от этого наследия отходить".
21 ноября 2018 г. в эфире радиостанции "Говорит Москва" сенатор Татьяна Кусайко попыталась объяснить проблемы с рождаемостью в России тем, что женщины в России просто занимаются не своим делом: "Женщина берет на себя функцию мужчины, прежде всего во главу угла ставит карьерный рост, а не свои, как мы говорим, предназначенные ей физиологические возможности".
27 января 2019 г. подмосковная чиновница Марина Юденич, занимающая должность председателя совета при губернаторе Московской области по развитию гражданского общества и правам человека, ответила на вопрос архитектора о выделении средств из бюджета для восстановлении исторической части города Королева и организации музея: "Вы в этот бюджет что-то вложили, чтобы из него брать?"
3 марта 2019 г. глава одного из подразделений "Роскосмоса" Станислав Жарков в ходе дискуссии в социальной сети Facebook-дискуссии, где обсуждалось переселение жителей "хрущёвок", оскорбил их, обозвав "скотобазой", которая "бухает, колется, бросает мусор в подъезде и орёт по ночам". 6 марта 2019 г. депутат Волгоградской областной думы от партии "Единая Россия" Гасан Набиев, бывший генеральный директор "Газпром трансгаз Волгоград" на заседании Волгоградской областной думы заявил, что пенсии в восемь тысяч рублей в России, получают исключительно "тунеядцы и алкаши", поскольку "эти люди сами виноваты в своем материальном положении".
Принятие поправок в статью 5.61 и 20.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях станет дополнительным правовым инструментом для сбалансированного действия вступившего в законную силу 29 марта 2019 г. проекта федерального закона N 606596-7 "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вводящего штрафы за оскорбление представителей власти.
ст. 19 Конституции РФ провозглашает, что все равны перед законом и судом, а государство должно гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещаются. Равенство перед законом означает равенство прав, свобод, обязанностей и ответственности человека и гражданина в рамках общего правового статуса, установленного законодательством. Последнее не исключает особенностей правового статуса отельных категорий лиц, предоставления им более широких прав или возложения на них специфических обязанностей, обусловленных например, занимаемой должностью.
Специальным субъектом административной ответственности является лицо, которое специально указано в качестве субъекта такой ответственности в конкретной статье КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Таковыми являются должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам могут относиться лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также государственные гражданские и муниципальные служащие. Специальную административную деликтоспособность последних и предлагается расширить в целях соблюдения конституционноправового принципа равенства перед законом.
Принятие настоящего проекта закона вместе с корреспондирующими нормами "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части установления дополнительных требований к служебному поведению государственного и муниципального служащего) позволит повысить правовую культуру государственных и муниципальных служащих, защитить права граждан и обеспечить более эффективную систему управления в государстве.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных служащих и представителей органов законодательной власти)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных служащих и представителей органов законодательной власти) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных служащих и представителей органов законодательной власти)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных служащих и представителей органов законодательной власти) потребует принятия изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.