Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 683798-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" разработан с целью решения актуального вопроса в сфере водоснабжения и водоотведения, связанного с потерями горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.
Как показывает анализ, потери воды (горячей, питьевой, технической) по отдельным организациям достигают более 28 процентов, что приводит к непроизводительному и нерациональному использованию ресурсов. Большинство расходов в сфере водоснабжения являются условно-постоянными и не зависят от объема воды, но расходы электрической энергии и химреагентов имеют прямую зависимость от объемных показателей.
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 640/пр утверждены Методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке (далее - приказ N 640).
Однако вопрос об установлении нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке до настоящего времени не решен. В то же время в смежной отрасли права, регулирующей производство, передачу, потребление тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, вопросы, связанные с технологическими потерями тепловой энергии и теплоносителя, урегулированы.
Так, к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, отнесено установление порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя и утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также в городах федерального значения, а к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения (Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Таким образом, в настоящее время в законодательстве отсутствует единообразный подход к установлению тарифов на коммунальные ресурсы.
Что касается показателей надежности, качества и энергетической эффективности, то стоит отметить следующее.
В сфере теплоснабжения показатели надежности и энергетической эффективности определяются в соответствии с Правилами определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 N 452. Согласно пункту 19 указанных Правил плановые значения показателя энергетической эффективности, определяемого отношением величины технологических потерь тепловой энергии к материальной характеристике тепловой сети, для организаций, эксплуатирующих объекты теплоснабжения не на основании концессионного соглашения, должны быть установлены на уровне нормативных технологических потерь, устанавливаемых в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, то есть утвержденных уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, показатели надежности и энергетической эффективности в сфере теплоснабжения устанавливаются исходя из утвержденных нормативов технологических потерь. При этом в сфере водоснабжения и водоотведения аналогичная норма отсутствует.
Стоит отметить, что расчет нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (приказ Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя") учитывает технические параметры сетей теплоснабжения (нагрузку, диаметр и т.д.), в то время как расчет потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке в соответствии с приказом N 640 такие параметры не предусматривает.
Кроме того, для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитываются фактические потери воды, а для теплоснабжающих организаций рассчитываются технологические потери. При этом, как показывает практика, технологические потери ресурсоснабжающих организаций гораздо меньше фактических потерь.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", изменения предусматривающие:
отнесение к компетенции федерального органа исполнительной власти полномочия по утверждению порядка установления нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, а к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - полномочия по установлению нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти;
дополнение статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, регламентирующей методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, нормой, устанавливающей обязательность учета нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Принятие законопроекта будет способствовать установлению единообразного подхода при учете потерь ресурсов в ходе установления тарифов в различных отраслях хозяйства и устранению имеющихся разногласий и пробелов в тарифном регулировании, а также будет способствовать повышению энергоэффективности предприятий водоснабжения. Кроме того, установление нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке приведет к снижению расходов на электрическую энергию, химреагенты и прочие затраты, что в свою очередь отразится на конечном тарифе, устанавливаемом для потребителей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" не потребуют увеличения расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" потребует:
1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации";
2) принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, нормативного правового акта, утверждающего порядок установления нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.