Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается распространить действие статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на лиц, управляющих легкими (сверхлегкими) воздушными или маломерными водными судами, не обладающих признаками специального субъекта преступления, а также установить более строгие меры ответственности за деяния, предусмотренные статьями 263 и 264 Кодекса, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения. Кроме того, законопроектом предлагается изменить предусмотренный статьей 15 Кодекса подход к категоризации преступлений посредством отнесения к категории преступлений средней тяжести неосторожных деяний, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, а к категории тяжких преступлений - пятнадцати лет лишения свободы.
Вместе с тем законопроект, устанавливая в частях первой.2, второй.1 и третьей.1 статьи 263 Кодекса ответственность за совершение соответствующих преступлений в состоянии опьянения, не раскрывает этот признак. Отсутствие определения понятия лица, находящегося в состоянии опьянения, может повлечь формирование неоднозначной правоприменительной практики.
Требуют дополнительного обоснования размеры проектируемых санкций частей второй.1 и третьей.1 статьи 263 Кодекса, а также частей четвертой и шестой статьи 264 Кодекса, поскольку они сопоставимы со сроками лишения свободы, установленными за убийство (часть первая статьи 105 Кодекса). При этом нижний предел срока лишения свободы, установленный в части третьей.1 статьи 263 и части шестой статьи 264 Кодекса, выше, чем нижний предел срока лишения свободы, установленный частью первой статьи 105 Кодекса (убийство).
В пояснительной записке приводятся данные, фактически подтверждающие низкую эффективность превентивного воздействия мер, связанных с усилением уголовной ответственности. При этом из представленных материалов следует, что суды Российской Федерации к уже существующим мерам ответственности относятся как к избыточно репрессивным.
Согласно пояснительной записке к законопроекту внесение изменений в статью 15 "Категории преступлений" Кодекса обусловлено проектируемыми изменениями санкций статей 263 и 264 Кодекса. Вместе с тем увеличение санкций, предусмотренных только двумя статьями Особенной части Кодекса, не может рассматриваться в качестве достаточного основания для корректировки положений его Общей части.
На основании изложенного законопроект Правительством Российской Федерации поддерживается при условии учета высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 9 апреля 2019 г. N 3040п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 685843-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы В.И. Пискаревым"
Текст письма опубликован не был