Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 691042-7 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - законопроект) предоставляет право автоперевозчикам и экспедиторам страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 932 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. При этом риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность (выгодоприобретателя).
Страхование ответственности перевозчика по договору автомобильной перевозки грузов Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", а также иными федеральными законами не предусмотрено.
Страхование ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции Федеральным законом от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ "О транспортноэкспедиционной деятельности" и иными федеральными законами также не предусмотрено.
Однако в транспортной отрасли сложилась практика, согласно которой при заключении договоров на перевозку, договоров транспортной экспедиции большинство частных и государственных российских компаний требуют, чтобы автоперевозчики, экспедиторы имели договоры страхования своей ответственности. Такое страхование является одним из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза.
Законодательством Российской Федерации не установлены ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик, экспедитор несут ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда.
При заключении договоров страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов стороны имеют право воспользоваться имущественным страхованием, предусмотренным положениями ст. 931 ГК РФ "Страхование ответственности за причинение вреда".
Кроме того, в Российской Федерации сложилась судебная практика, признававшая в ряде случаев заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными. Такая практика применяется даже несмотря на то, что правила страхования страховщиков не содержали пунктов о страховании договорной ответственности.
Вместе с тем Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 г. N 16996/09 по делу N А43-27008/200839-731 определена следующая правовая позиция, которая признала страхование гражданской ответственности экспедитора, автоперевозчика соответствующим законодательству, в частности: "Договор страхования имущественных рисков ответственности страхователя перед клиентами и связанных с его деятельностью имущественных рисков третьих лиц является комплексным и не противоречит норме о запрете страхования риска ответственности за нарушение договора, если такое страхование не допускается законом".
В настоящее время риски автоперевозчиков и экспедиторов снижаются, в частности, за счет страхования гражданско-правовой ответственности автоперевозчика, экспедитора (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.03.2016 г. по делу N А56-36556/2015).
Можно отметить позицию Верховного Суда РФ по страхованию гражданской ответственности автоперевозчика, экспедитора, высказанную в определении ВС РФ от 20.07.2015 г. N 307-ЭС15-1642 по делу N А2110221/2013: "Иск о выплате страхового возмещения по договору страхования риска договорной ответственности подлежит удовлетворению, если заключение подобных договоров распространено в практике страховщика вопреки установленному в законе запрету на заключение таких договоров".
В целях закрепления сложившейся судебной практики, однозначного толкования и применения норм права законопроектом предлагается внести в федеральное законодательство соответствующие изменения.
Принятие законопроекта значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (например, ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и т.п.).
Это, в свою очередь, защитит автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев груза (в случае его утраты/повреждения), но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки (в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.