Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 690358-7 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" (далее - законопроект) подготовлен в целях повышения эффективности применения мер административного воздействия к лицам, осуществляющим деятельность по взысканию просроченной задолженности с нарушением требований действующего законодательства, и предупреждения совершения новых правонарушений, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Статья 4.5 КоАП предусматривает специальные сроки давности привлечения к административной ответственности - один год, два года, три года и шесть лет.
Вышеуказанная норма КоАП не устанавливает специального срока давности привлечения к административной ответственности по статье 14.57 КоАП.
В настоящее время суды при рассмотрении дел по статье 14.57 КоАП применяют годичный срок давности исходя из того, что за совершение указанных правонарушений предусмотрено применение административного наказания в виде дисквалификации (например, решение Московского городского суда от 22.09.2017 по делу N 7-12903/2017, определение Московского городского суда от 22.11.2017 по делу N 7-15575).
Некоторые судебные решения о применении годичного срока давности по статье 14.57 КоАП обосновываются тем, что данные правонарушения связаны с нарушением законодательства о защите прав потребителей (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 N 305-АД 18-641 по делу N А40-107543/2017; постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2018 N Ф04-6261/2017 по делу N А03-11138/2017).
Вместе с тем на практике возникают случаи, когда материалы, которые могут являться основанием для возбуждения дел по статье 14.57 КоАП, поступают в ФССП России из иных органов государственной власти и организаций (МВД России, Роскомнадзор, Банк России, саморегулируемая организация "Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств" и др.).
Такие материалы могут поступать по истечении значительного периода времени со дня совершения правонарушений ввиду различных обстоятельств (например, проведение соответствующих проверок в пределах компетенции и собирание доказательств).
Особую сложность в собирании и закреплении доказательств совершения правонарушений по статье 14.57 КоАП вызывает деятельность так называемых серых коллекторов (лиц, не включенных в государственный реестр ФССП России и не являющихся первичными кредиторами, но осуществляющих внесудебный возврат просроченной задолженности с нарушением закона).
Выявление правонарушений, совершенных такими лицами и организациями, и закрепление доказательств значительно растягиваются во времени и могут быть сопряжены с привлечением соответствующих физических лиц к уголовной ответственности.
Не исключено, что лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по истечении одного, двух и более лет (об этом свидетельствует правоприменительная практика).
В связи с этим следует учитывать, что согласно части 3 статьи 4.5 КоАП привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение.
Кроме того, в рамках осуществления плановых проверок должностные лица ФССП России столкнулись с проблемой привлечения к ответственности лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, за совершение административных правонарушений по статье 14.57 КоАП.
Так, ФССП России, наделенная функцией по надзору и контролю за деятельностью включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, не может составлять протокол об административном правонарушении по статье 14.57 КоАП в том случае, если в ходе плановой проверки выявлены нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, в связи с тем, что на момент проверки срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП, истек.
Например, в ходе проведения Управлением Федеральной службы судебных приставов по Москве плановой проверки ООО "Примоколлект" выявлено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.57 КоАП.
В отношении указанного юридического лица возбуждено административное дело, которое впоследствии прекращено судом в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2018 N А40-46960/18).
Согласно материалам дела, административные правонарушения были совершены ООО "Примоколлект" 08.03.2017 и 12.03.2017. Плановая проверка данного юридического лица, в ходе которой и были выявлены правонарушения, проводилась в феврале 2018 года.
По общему правилу статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки юридических лиц проводятся не чаще одного раза в три года.
При этом истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП).
Учитывая изложенное, при выявлении административных правонарушений в период проведения плановых проверок должностные лица ФССП России в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП не имеют возможности возбуждать дела по статье 14.57 КоАП за пределами годичного срока давности.
С учетом изложенного законопроектом предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.57 КоАП, до двух лет.
Учитывая, что положения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" призваны защитить права и законные интересы физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств, наличие двухлетнего срока давности привлечения к административной ответственности по статье 14.57 КоАП создаст условия, при которых виновное лицо будет осознавать неотвратимость наступления административной ответственности.
Такое обстоятельство позволит достигать основную цель административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Предлагаемое законопроектом изменение не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, преду смотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не повлечет увеличения штатной численности федеральных государственных гражданских служащих ФССП России, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", не повлечет расходов из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.