Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 684179-7 "О жилищных субсидиях многодетным семьям"
Досье на проект федерального закона
В конце XX века в нашей стране определился ряд негативных тенденций, связанных с ослаблением одного из важнейших социальных институтов - института семьи, изменением социального состава общества, сокращением рождаемости. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) лишь в 2013 году впервые, начиная с 1991 года, показатель естественного прироста населения оказался положительным (в 2012 году - 0, в 2013 и 2014 гг. - 0,2). На протяжении последних лет показатели рождаемости относительно устойчивы: 13,3 на 1 тысячу человек населения. При этом Росстат прогнозирует их снижение до 9,6 к 2030 году.
Кроме того, за семь месяцев 2018 года упали показатели рождаемости в 83 субъектах Российской Федерации - до 10,9 случаев на 1000 человек. В тот же период 2017 года показатель рождаемости составлял 11,4.
Вместе с тем, от четверти до 30% детей рождается вне зарегистрированного брака, а среднее количество детей в семье - 1,7.
В начале 2017 года число многодетных семей (то есть имеющих трех и более несовершеннолетних детей) в России составило 1 млн. 566 тыс., что на 25% больше показателей последней переписи населения (1 млн. 250 тыс. семей; Всероссийская перепись населения состоялась в 2010 году).
Государственная поддержка семей традиционно является приоритетом государственной политики. В 2012 году доля социальных трансфертов в виде так называемых "семейных и материнских" пособий в объеме денежных доходов населения составила 0,8 процента. По данным проведенного выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах по итогам за 2011 год доля социальных выплат в доходах домохозяйств с одним ребенком составила 1,6 процента, с двумя детьми - 3 процента, с тремя и более детьми - 8,7 процента. При этом в неполных семьях с неработающим родителем она может составлять свыше 60 процентов от общего уровня денежных доходов.
В настоящее время на федеральном и региональных уровнях выделяется финансирование для увеличения рождаемости с целью прироста населения страны, но этих мер, как видно, недостаточно. Более пяти процентов многодетных семей, по данным различных опросов, признают, что денег не хватает даже на питание. Ситуация с обеспечением жильем еще более сложная. Так, например, семья из двух взрослых и одного ребенка имеет в среднем 11 квадратных метров на человека. Если говорить о самооценках, то больше 50 процентов семей с детьми считают свои жилищные условия стесненными и больше 18 процентов отметили, что их жилищные условия характеризует значительная стесненность.
В Методических рекомендациях по разработке региональных программ демографического развития, утвержденных Минтрудом России, среди основных причин низкой рождаемости названы:
- ослабление потребности в детях, распространение семей, не желающих, даже при благоприятных условиях, иметь двоих, тем более троих детей;
- восприятие условий жизни как неблагоприятных для рождения детей, которое связано как с объективными жизненными трудностями, так и с повышенным уровнем притязаний, низкой ценностью нескольких детей по сравнению с другими жизненными целями.
В связи с этим, задачей государства является стимулирование родителей на рождение детей, формирование системы мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности.
Таким образом, важным фактором количественного и качественного улучшения состава российской семьи является материальное обеспечение семей и наличие собственного жилья.
Для стимулирования рождения второго и последующих детей в Российской Федерации действует Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2015 года) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Предлагаемым Федеральным законом предполагается дальнейшее стимулирование увеличения численности детей в семьях, в том числе и путем усыновления из детских домов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, проектом федерального закона предлагается семьям, имеющим семь и более детей (в том числе и усыновленных), предоставление единовременной субсидии на приобретение и строительство жилья при условии фактического постоянного и непрерывного проживания в сельской местности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации не менее 10 (десяти) лет на момент рождения седьмого ребенка, предшествующих году подачи заявления о предоставлении государственной субсидии. При этом размер помещения определяется нормой предоставления, которая в большинстве субъектов Российской Федерации равна 18 кв. м. на человека.
Таким образом, общая площадь жилого помещения для одной семьи составит минимум 162 квадратных метров.
При этом стоимость одного квадратного метра жилья, рассчитанная в соответствии с указанной методикой, не должна быть ниже среднерыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в соответствующем субъекте Российской Федерации, по данным органов государственной статистики.
Также следует учитывать, что на сегодняшний день официальный норматив стоимости одного квадратного метра (общей площади жилого помещения) устанавливается Министерством строительства и жилищнокоммунального хозяйства России и на первое полугодие 2018 года его величина составила 37 848 рублей.
Данный показатель - представляет собой методику расчета среднерыночной стоимости 1 кв.м. жилого помещения.
Средняя стоимость квадратного метра жилья нужна для расчета величины субсидий гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и могут претендовать на помощь государства.
Показатель среднерыночной стоимости используется для расчета величины безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданами за счет средств федерального бюджета. То есть для расчета размеров социальных выплат определенным категориям граждан на приобретение жилья на льготных условиях.
Методика очень давно не менялась, жилье на рынке сейчас стоит гораздо дороже. Такой разрыв приводит к тому, что на те средства, которые выделяются, жилье приобрести невозможно, а в связи с тем, что многодетные семьи несут большие расходы на содержание детей им приходится прибегать к оформлению жилищного кредита, что значительно увеличивает финансовую нагрузку.
Даже при постоянной разработке новых проектов для предоставления уменьшения процентной ставки и компенсации части заемных денежных средств государством, предлагаемые меры не оказывают долгосрочного позитивного экономического эффекта, связанного со стимулированием развития реального сектора экономики, в части повышения благосостояния многодетных семей и улучшения их жилищных условий, так как в большинстве случаев банком по предоставлению ипотечных кредитов на льготных условиях для многодетных семей отказано.
Данный законопроект позволит решить жилищный вопрос указанной категории граждан, так как предоставление единовременной субсидии на приобретение и строительство жилья при условии фактического постоянного и непрерывного проживания в сельской местности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации не менее 10 (десяти) лет на момент рождения седьмого ребенка, неотъемлемо связан с действующим в рамках госпрограммы, проектом "О содействии развитию жилищного строительства", благодаря которому семьи, имеющие больше 3-х несовершеннолетних детей (родных и/или приемных), могут бесплатно получить земельный участок в личное пользование, с дальнейшим переходом его в собственность.
В составе лиц, в общую долевую собственность которых приобретается жилье, учитываются дети до 18 лет, дети усыновленные (удочеренные) родителями.
В российской практике предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ).
По данным Минобрнауки, численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учёте на получение жилого помещения, составляет 206 301 человек (с учётом Республики Крым и г. Севастополя). Из них численность детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет - 77 003 человека, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 и старше - 128 998 человек.
Согласно полученным в ходе проверки данным, численность детейсирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выросла на 15,4%, составив 229,82 тыс. человек. Численность детей-сирот, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано, увеличилась на 20,9%, составив 140,24 тыс. человек или 61% от общей численности детей-сирот, состоящих на жилищном учете. При этом численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями, уменьшилась на 1,38 тыс. человек или на 4,8% (в 2015 г. обеспечено 26,91 тыс. человек, в 2014 г. - 28,29 тыс. человек).
При том, что во многих регионах России норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет 33 квадратных метров на одного человека.
При этом размер помещения для предоставления семьям, имеющим семь и более детей проживающих в сельской местности не менее 10 лет, определяется нормой предоставления, которая в большинстве субъектов Российской Федерации равна 18 кв. м. на человека.
Таким образом, при принятии данного Федерального закона, учитывая сложную финансовую обстановку в регионах России, бюджет страны сэкономит значительную часть денежных средств, а каждый ребенок, усыновленный из детского дома, обретет семью и счастливое детство.
Лица (родители, усыновители), которым была предоставлена государственная субсидия на приобретение и строительство жилья или на улучшение жилищных условий, в течение последующих 24 (двадцати четырех) месяцев после ее предоставления, должны представить отчет о целевом использовании средств государственной субсидии. Данный отчет предоставляется с учетом того, что государственная субсидия на приобретение и строительство жилья или на улучшение жилищных условий использована на земельном участке, для разрешенного вида использования, а именно отдельно стоящих индивидуальных 1-3 этажных жилых домов, с придомовыми участками (для предоставления многодетным семьям), который зарегистрирован в собственность (долевую собственность) в уполномоченном органе, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись.
Таким образом, принятие Федерального закона "О жилищных субсидиях семьям, имеющим семь и более детей проживающих в сельской местности не менее 10 лет" будет способствовать улучшению не только демографической структуры современного российского общества, но и социально-экономического состояния государства, также способствует развитию сельской местности на территории России, что является немаловажным моментом на фоне сегодняшней урбанизации, то есть процесса роста городов, в связи с чем повышения удельного веса городского населения, возрастания роли городов во всех сферах жизни общества и преобладание городского образа жизни над сельским на всей территории страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О жилищных субсидиях многодетным семьям"
По данным на 1 января 2017 года число многодетных семей, в которых воспитывается семь и более детей, составляет около 5 000 семей.
Размер жилой площади на члена домохозяйства в семьях с тремя и более детьми по состоянию на 2011 год составляет 9,41 кв. метра на члена семьи (по данным Комплексного наблюдения условии жизни населения в 2011 году, выполненного Федеральной службой государственной статистики, далее - Комплексное наблюдение). Точные данные по домохозяйствам с пятью и более детьми отсутствуют, однако, исходя из иных данных, можно заключить, что в таких домохозяйствах размер жилой площади в пересчете на члена семьи будет меньше указанного. Данные комплексного наблюдения также свидетельствуют о том, что 71,1% многодетных семей испытывают стесненность в проживании.
Таким образом, общее число семей, которые смогут претендовать на государственную субсидию, составит примерно 3 500.
Размер помещения определяется нормой предоставления, общая площадь жилого помещения на одного человека равна 18 кв. м.
Среднее количество членом семьи (детей и родителей (усыновителей)) в семьях, в которых воспитывается семь и более детей 9 (девять) человек.
Таким образом, общая площадь жилого помещения для одной семьи составит минимум 162 квадратных метров.
В соответствии с приказом Минстроя России от 4 июля 2018 г. N 387/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2018 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2018 года", показатель норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2018 года составляет 42 753 рубля.
Расчет средств, необходимых для реализации проекта Закона, произведен по следующей формуле:
C = S * K * 12 * N * K
где:
S - число семей, в которых воспитывается семь и более детей, проживающих непрерывно в сельской местности на территории соответствующих субъектов Российской Федерации не менее 10 лет;
К - среднее количество членов семьи (детей и родителей (усыновителей)) в семьях, в которых воспитывается семь и более детей;
N - средний норматив стоимости 1 одного квадратного метра жилья в Российской Федерации;
К - коэффициент прогнозируемого уровня инфляции (в 2019 году установлен в размере 1,043).
С = 3 500 * 9 * 18 * 42 753 * 1.043
Таким образом, потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию проекта Закона составит 25 283 311 893 (Двадцать пять миллиардов двести восемьдесят три миллиона триста одиннадцать тысяч восемьсот девяносто три) рубля.
При этом в долгосрочной перспективе очевидно уменьшение нагрузки на бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного проекта Закона.
Перечень Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О жилищных субсидиях многодетным семьям"
Принятие Федерального закона "О жилищных субсидиях многодетным семьям" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
В тоже время потребуется принятие актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих порядок возврата жилищных субсидий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.