Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 692503-7 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О ветеранах"
(в части уточнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 22 N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда в России определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Также законами субъектов Российской Федерации определяется порядок и условия присвоения звания "ветеран труда".
Целью внесения данного проекта федерального закона является устранение правового пробела в указанной сфере и порождаемой им социальной несправедливости в отношении ветеранов труда субъектов РФ. Почётное звание "ветеран труда" в Российской Федерации отмечает людей за добросовестный многолетний труд. Законы субъектов Российской Федерации, которые вводят подобные звания на своей территории, так же принимаются с целью выделения граждан, внесших большой вклад в развитие экономики и социальной сферы конкретного региона. Однако, правоприменительная практика сегодня приводит к тому, что гражданин внёсший большой вклад в развитие региона и отмеченный званием ветерана труда, лишается права на меры социальной поддержки в случае если переезжает на другое место жительства. Особенно остро эта проблема стоит в отношении граждан, переезжающих из регионов Крайнего Севера и Сибири.
Социальная поддержка ветеранов различных категорий включает в себя деятельность органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и представляет собой комплекс экономических, социальных, материальных мер, а также юридических гарантий, которые обеспечивают реализацию существующих прав данной категории населения.
Статья 85 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Данная норма нашла свое отражение и в статье 10 N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", где определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим, субъекты Российской федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда, не сужая перечень этих лиц, по отношению к федеральному законодательству.
На практике многие регионы пошли по пути ужесточения требований к лицам, которые претендуют на звание ветерана труда. При этом, повсеместно, одним из критериев получения звания ветеран труда, кроме трудового стажа на данной территории и наличия наград, является необходимость проживания на территории того или иного субъекта Российской Федерации. Так, звание "Ветеран труда Забайкальского края" присваивается лицам, имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, проработавшим на территории Забайкальского края не менее половины указанного периода трудового стажа и проживающим на территории Забайкальского края. Аналогичные нормы, кающиеся "оседлости" проживания имеются в законодательстве Орловской области, Республики Якутии и других регионов.
Данная норма ведет к тому, что в случае смены места жительства и переезда на постоянное проживание в другой регион России, лицо теряет право на меры социальной поддержки установленные законом "О ветеранах". Между тем, существующее правовое регулирование присвоения звания "ветеран труда" направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки. Введение же в региональном законодательстве критерия "оседлости" для ветеранов труда нарушает этот принцип, а кроме того идет в разрез со статьей 27 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право свободно выбирать место пребывания и жительства.
Для полной реализации права лиц, имеющих, либо претендующих на получение звания ветерана труда, по нашему мнению, необходимо внести норму дополнительно регулирующую расходные обязательства субъектов Российской федерации в этой части. Так, предлагается установить, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации, установленные Федеральным законом "О ветеранах", не могут быть прекращены в связи со сменой места жительства ветеранов труда.
Принятие данного законопроекта не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О ветеранах"
(в части уточнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации)"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О ветеранах" (в части уточнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации)" не повлечет дополнительные расходы из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О ветеранах"
(в части уточнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации)"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О ветеранах" (в части уточнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации)" принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.