Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 695341-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" (далее законопроект) подготовлен в целях устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений по введению потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества продукции.
В Законе Российской Федерации от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации" содержалась норма об обязательности стандартов: "требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности". Данное положение защищало потребителя от введения в заблуждение посредством использования стандартизированных названий.
В целях гармонизации российского законодательства с требованиями ВТО в области технического регулирования был принят Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". С принятием Федерального закона "О техническом регулировании", правовая природа стандартов менялась на добровольную, а Закон Российской Федерации "О стандартизации" был отменен.
Согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" обязательные требования к продукции могут устанавливаться исключительно в технических регламентах. При этом ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" установлено, что не включенные в технические
Согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" обязательные требования к продукции могут устанавливаться исключительно в технических регламентах. При этом ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" установлено, что не включенные в технические регламенты требования к продукции и связанные с требованиями к продукции правила идентификации, требования к терминологии не могут носить обязательный характер.
В настоящее время обязательными для всех участников рынка при идентификации продукции являются требования технических регламентов. Однако, лишь незначительная часть идентификационных требований к продукции потребительского спроса в настоящее время включена в технические регламенты. Включённые в технические регламенты идентификационные требования к продукции недостаточно детализированы. Таким образом, в обращении присутствует значительная часть продукции, маркированная с использованием стандартизированных фантазийных названий ("Сыр "Российский", "Колбаса "Докторская" и т.п.), однако произведенная по техническим условиям, отличным от ГОСТов. Использование стандартизированных фантазийных названий производителями является маркетинговыми ходами, связанными с желанием извлечения прибыли за счет использования исторически сложившихся или фантазийных наименований продуктов и товаров. Поскольку требования к рецептуре, составу, технологии производства соответствующих товаров не установлены техническими регламентами, они не являются обязательными, и использование фантазийных названий не наказуемо.
Таким образом, сложившаяся правовая ситуация предоставляет возможность значительному количеству производителей на законных основаниях вводить в заблуждение потребителей, используя в качестве фантазийных названий продуктов традиционные, исторически сложившиеся, но законодательно не закрепленные (не идентифицированные) наименования продукции, сырья.
Примером эффективного подхода к решению данного вопроса является Технический регламент Таможенного союза 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", устанавливающий запрет маркировки продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам.
Вопрос о необходимости установления законодательного запрета на использование в названиях товарах названий, тождественных или сходных до степени смешения с придуманными названиями, установленными стандартами за исключением продукции, выпускаемой по этим стандартам был рассмотрен на заседании Государственной комиссии по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции (п. 2 разд. II протокол N 10 от 27.09.2017).
Принятие предлагаемых законопроектом изменений будет способствовать сокращению объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влиянию на развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" не потребует каких-либо материальных затрат и расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.