Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 706820-7 "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О полиции"
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) наделен полномочием каждые четыре года составлять список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования.
Указанным федеральным законодательным актом определены порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также закреплены требования, предъявляемые к присяжным заседателям.
Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 113-Ф3, в частности имеющие непогашенную или неснятую судимость.
На основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статьей 6 Федерального закона N 113-Ф3 определено, что должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предоставить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. При этом Федеральный закон N 11З-ФЗ не раскрывает понятия "организация".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 3-ФЗ полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, в том числе и о лицах, осужденных за совершение преступления.
В соответствии с Федеральным законом N 3-ФЗ полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, то есть не является организацией.
Таким образом, Федеральный закон N 113-ФЗ, установив обязанность должностных лиц и руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы предоставлять по запросу исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, не закрепил аналогичную норму для органов внутренних дел, хотя это необходимо, исходя из компетенции таких органов.
Кроме того, органы местного самоуправления не включены Федеральным законом N 3-ФЗ в круг субъектов, имеющих право на получение сведений, содержащихся в банке данных о лицах, осужденных за совершение преступлений.
В связи с наличием в правовом пространстве обозначенных выше норм, регламентирующих рассматриваемые правоотношения, на практике возникают ситуации, когда отделы внутренних дел муниципальных образований отказывают исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления в предоставлении запрашиваемой ими информации о наличии непогашенной или неснятой судимости у кандидатов в присяжные заседатели.
Отсутствие обозначенной информации у исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления ставит под сомнение объективность и законность принимаемых ими решений о назначении присяжных заседателей.
На основании изложенного законопроектом предлагается внести изменения в статьи 12 и 17 Федерального закона N 3-ФЗ, дополнив обязанности полиции нормами о предоставлении по межведомственным запросам сведений о неснятой и непогашенной судимости в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования для исполнения последними возложенных на них федеральным законом полномочий по составлению списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, а также включив органы местного самоуправления в перечень субъектов, имеющих право получать сведения, содержащиеся в банке данных о лицах, совершивших преступление.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О полиции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О полиции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О полиции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О полиции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.