Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 689881-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
(об отнесении к категории ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда") лиц, проживавших в несовершеннолетнем возрасте в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года).)
27 января 2019 года отмечалась юбилейная - 75-я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944 года). Во всех исторических документах второй мировой войны признается, что битва за Ленинград была самая длительная и самая кровавая. В боях за освобождение Ленинграда наши потери составили около миллиона советских солдат. 800 тысяч жителей умерли в осажденном городе. Значение Ленинградской Победы в истории Великой Отечественной войны трудно переоценить.
В проекте предлагается отнести к ветеранам Великой Отечественной войны лиц, которые в несовершеннолетнем возрасте жили в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года) меньше 4-х месяцев.
По существующему законодательству знак "Жителю блокадного Ленинграда" вручается только тем, кто прожил в осажденном городе больше 4 месяцев.
Такое положение указано в Решении Ленгорисполкома от 23.01.89 N 5 "Об учреждении знака "Жителю блокадного Ленинграда".
Таким образом, гражданам, родившимся после 27 сентября 1943 года, т.е. менее чем за 4 месяца до освобождения Ленинграда от фашистской блокады и гражданам, прожившим меньше 4-х месяцев в осажденном городе и эвакуированным, вышеназванный знак вручаться не должен.
Законодательное Собрание рассматривало проект закона Санкт-Петербурга, в котором предлагалось снять ограничения по сроку проживания в блокадном городе.
Одной из причин, по которой этот закон Санкт-Петербурга не был принят, явилось то, что жители блокадного Ленинграда с 2005 года, после вступления в силу Федерального закона N 122, являются федеральными льготниками, и все изменения должны вноситься на федеральном уровне.
По просьбе общественной организации Санкт-Петербурга "Жители блокадного Ленинграда", 5 лет назад насчитывающей 145 тысяч блокадников, а сегодня 88 тысяч, подготовлен проект федерального закона, который предлагает внести изменения в федеральное законодательство. Категорию граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", дополнить гражданами, которые в несовершеннолетнем возрасте жили в Ленинграде в период его блокады, без указания срока проживания. И дать им такие же льготы.
Мы считаем, что на вопрос этих граждан, который они задают депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга уже более 20 лет: "Кто мы? Жители блокадного Ленинграда или нет?" есть только один справедливый ответ: "Да, тот, кто родился в блокадном Ленинграде либо жил в нем в несовершеннолетнем возрасте в период блокады является жителем блокадного Ленинграда".
Вот выдержки из писем этих граждан:
1. Степочкин Владимир Александрович, родился в блокадном Ленинграде 27 октября 1943 года, инвалид 2-й группы:
"Когда же будет решен вопрос о статусе Жителя блокадного Ленинграда тем детям, которые жили в городе меньше 4-х месяцев.
До слез обидно, что в день снятия блокады о нас даже не вспоминают".
2. Федосеева Валентина Петровна, родилась в блокадном Ленинграде 23 октября 1943 года, инвалид 2-й группы (прожила в блокаду 3 месяца и 5 дней):
"Я преклоняюсь перед мужеством всех матерей-ленинградок. Моя мама всю войну жила и работала на оборону, на Победу в блокадном городе, за что имела награды, в том числе медаль "За оборону Ленинграда". Она в тяжелейшее холодное и голодное время оставила ребенка и дала мне самое дорогое - жизнь.
Какими же критериями можно оценить прожитый беззащитным ребенком каждый блокадный день?"
3. Быстрова Людмила Николаевна. Будучи 4-х летним ребенком прожила в блокадном городе в самое тяжелое время полтора месяца. Эвакуирована.
4. Котова Татьяна Васильевна, родилась в блокадном Ленинграде 8 октября 1943 года.
Для признания жителем блокадного Ленинграда не хватает 10 дней.
И таких писем много.
Последствия блокады на здоровье ребенка сказались тем сильнее, чем меньше лет ему было во время неё. Даже на первых машинах по Дороге жизни начали эвакуировать уже больных новорожденных, фактически инвалидов войны по общему заболеванию.
Сегодня в России проживает не более 500 граждан, живших в несовершеннолетнем возрасте в блокадном Ленинграде меньше 4-х месяцев.
Расходы из федерального бюджета составят около 39 млн. рублей в год.
Ежегодно в Санкт-Петербурге умирает более 10 тысяч жителей блокадного Ленинграда. Неиспользованных средств федерального бюджета более чем достаточно, для реализации предлагаемого законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
В документах ленинградского статистического управления приводятся следующие сведения о выбытии населения Ленинграда с сентября 1941 года по январь 1942 года включительно: за первые 4 месяца блокады выбыло 262688 человек, из которых 13778 человек - это дети до 15 лет.
Учитывая, что дети вывозились под немецкими бомбами, в тяжелейших условиях зимы 1941-42 года, учитывая скорость вымирания данной категории ветеранов, (согласно имеющимся данным, на 01.01.98 в городе проживало 318518 жителей блокадного Ленинграда, а на 22.01.2018 их проживает 88111 человек, можно предположить, что таких граждан, проживших в Ленинграде меньше 4-х месяцев в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года) в годы Великой Отечественной войны, сегодня осталось около 500 человек. Здесь необходимо учесть также и тот факт, что документы, подтверждающие эвакуацию ребенка из блокадного Ленинграда, в большинстве случаев, отсутствуют.
Согласно имеющимся данным, в 1943 году - родилось 7317 детей, в том числе в последние три месяца - 3497 детей.
Место и время рождения этих граждан, ныне живущих, указано в паспорте.
По данным автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" на 22.01.2018 в Санкт-Петербурге проживает 159 граждан, проживавших в блокадном Ленинграде менее 4-х месяцев, из них 116 человек являются инвалидами.
Таким образом, общее количество граждан, проживших в несовершеннолетнем возрасте в блокадном Ленинграде менее 4-х месяцев, на сегодняшний день в России не более 500 человек.
Годовые расходы из федерального бюджета на реализацию законопроекта составят около 39 млн. рублей в год.
N п/п |
Вид расходов |
Затраты на 1 чел. (руб.) |
Численность получателей (чел.) |
Всего (руб.) |
Примечание |
1. |
Вторая пенсия по инвалидности (усредненная) |
7770 руб./мес. |
370 чел. |
2874900 руб./мес. |
Условно принимаем что инвалидов 75% от общего числа |
2. |
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), разница (инвалиды) |
2850 - 2590 = 260 руб./мес. |
|
96200 руб./мес. |
|
3. |
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) (не инвалидам) |
2850 руб./мес. |
120 чел. |
342000 руб./мес. |
|
|
|
|
Итого: |
39757200 руб./год. |
|
7770 руб./мес. - усредненная вторая государственная пенсия по инвалидности для жителей блокадного Ленинграда;
2850 руб./мес. - ежемесячная денежная выплата для жителей блокадного Ленинграда;
2590 руб./мес. - ежемесячная денежная выплата для инвалида 2 группы.
По законодательству лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанным инвалидами, предоставляются такие же меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, как и инвалидам. Лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", не признанным инвалидами, такая мера социальной поддержки не предоставляется (ФЗ "О ветеранах", ст. 18 ).
В целом по Российской Федерации идет ежегодное снижение расходов федерального бюджета на социальную поддержку данной категории граждан в связи с убыванием их численности. Ежегодно в Санкт-Петербурге умирает более 10 тысяч жителей блокадного Ленинграда.
Реализацию дополнительных расходных обязательств Российской Федерации, вытекающих из проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на исполнение Федеральных законов "О ветеранах" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с учетом ежегодного их высвобождения в связи с убыванием численности получателей мер социальной поддержки.
В заключении Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам социальной политики (письмо от 16 июля 2018 года) на проект законодательной инициативы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга N 7-550 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" указывается, что предполагаемые расходы средств федерального бюджета представлены из расчета размера ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и размера второй государственной пенсии по состоянию на 1 февраля 2017 года, а с 1 февраля 2018 года данные выплаты увеличены.
Замечания Комиссии учтены.
В финансово-экономическом обосновании представлены расходы средств федерального бюджета по состоянию на февраль 2018 года, но следует отметить, что расходы на реализацию законопроекта предусматриваются в рамках Федеральных законов "О ветеранах" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации " с учетом ежегодного убывания численности получателей льгот.
Перечень законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу и приостановления действия ранее принятых законов и других нормативных актов или отдельных их положений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.