Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 692092-7 "Об основах национализации в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Национализация в России всегда относилась к актуальным вопросам, не решенным до сих пор в законодательстве. В период перехода к рыночным отношениям, когда государством был избран курс на приватизацию имущества, национализация считалась проявлением авторитарности власти и ее произвола, а сама по себе возможность осуществления национализации могла негативным образом сказаться на инвестиционном климате.
Тем не менее, изученный зарубежный опыт национализации в развитых странах позволяет сделать вывод о том, что в той или иной форме национализация присутствует в различных правопорядках. При этом национализация не является крайней мерой, а ее применение является мерой оздоровления экономики.
Учитывая концептуальные различия в законодательстве Российской Федерации и зарубежных странах, был подготовлен настоящий проект федерального закона, позволяющий учесть успешный зарубежный опыт, а также применить лучшую мировую практику в российском законодательстве.
Статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает следующие основания принудительного изъятия у собственника имущества:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам;
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования;
3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд);
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;
5) реквизиция;
6) конфискация;
7) отчуждение имущества;
8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;
9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму, лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
Кроме того, обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации, предусмотрев возможность национализации, не развивает данное положение.
Учитывая буквальное толкование положений статьи 235 ГК РФ, проведение национализации возможно только на основании закона. В связи с этим и с учетом зарубежного опыта авторами законопроекта был выбран способ национализации, в соответствии с которым разработан настоящий закон, а уже конкретное имущество национализируется в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, принимаемых на основе норм Федерального закона "Об основах о национализации в Российской Федерации".
Статья 235 ГК РФ указывает, что имущество может быть национализировано исключительно в государственную (не муниципальную) собственность, что и реализовано в настоящем законопроекте. Статья 3 законопроекта предусматривает понятие национализации: "возмездное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и его обращение в государственную собственность, осуществляемое в целях "обеспечения государственных нужд Российской Федерации, связанных с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации, обеспечением законности, социальных прав граждан и сохранения национального достояния".
Статья 5 законопроекта определяет, что национализации подлежит имущество, находящееся в собственности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, в том числе предприятия, их части, акции (доли, паи) национализируемых юридических лиц, а также единые недвижимые комплексы. В состав национализируемого предприятия как объекта прав наравне с иным имуществом включаются права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Национализация предполагает применение нескольких способов:
1) изъятия имущества и обращения его в федеральную собственность;
2) увеличения за счет средств федерального и регионального бюджета стоимости имущества, в том числе посредством увеличения уставного (складочного) капитала организации, в результате которого государство приобретет контрольный пакет акций (долей, пая) национализируемой организации или доля государства в праве общей долевой собственности на имущество превысит 50%;
3) передачи организации, контрольный пакет акций (долей, пая) которой находится в федеральной собственности, контрольного пакета акций (долей, пая) национализируемой организации, а также иными способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.
Основаниями для принятия решения о национализации являются: угроза массового сокращения штата (численности) работников градообразующей организации или социально значимой организации, вызванная действиями (бездействием) собственника имущества градообразующей организации или социально значимой организации либо органа управления такой организации; фактическое прекращение функционирования предприятия, имеющего стратегическое значение, признание его несостоятельным (банкротом); объявление имущества общенациональным достоянием; монопольное или доминирующее положение предприятия, которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии или иных причин при наличии достаточных для этого оснований; приватизация государственных и муниципальных предприятий с нарушением действующего законодательства или по заведомо заниженным ценам; приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий-монополистов, иностранным капиталом; иные обстоятельства, определяемые в соответствии с целями обеспечения государственных нужд Российской Федерации, связанные с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации.
В целях обеспечения прав и свобод собственников и владельцев имущества законопроект предусматривает широкий перечень гарантий, к которым относятся:
1) необходимость запроса сведений об имеющихся правах на национализируемое имущество в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей объектов недвижимого имущества;
Учитывая исключительность процессов национализации имущества, предполагается, что инициатива о национализации имущества, которое может быть обращено в государственную собственность, может исходить от Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, исполнительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации. Внесение проекта постановления о национализации допускается только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Во избежание злоупотребления правом законодательной инициативы законопроект предъявляет следующие требования к содержанию таких проектов постановлений:
1) сведения о составе национализируемого имущества в том числе необходимые для идентификации национализируемого имущества и входящих в его состав частей, с целью определения рыночной стоимости изымаемого имущества;
2) наименование и юридический адрес собственника имущества - юридического лица или имя и место жительства собственника имущества - физического лица;
3) основания национализации;
4) способ национализации имущества;
5) определение органа государственной власти или иного органа, уполномоченного на проведение национализации имущества;
6) определение сроков проведения национализации имущества;
7) порядок и определение срока уплаты собственнику изымаемого имущества возмещения.
Во избежание злоупотребления полномочиями в сфере национализации законопроектом предусмотрены нормы, обязывающие Правительство Российской Федерации давать отрицательный отзыв на проект федерального закона о национализации в следующих случаях:
1) законопроект о национализации не содержит необходимых сведений;
2) не подтвердились основания национализации имущества;
3) выявлены иные, помимо национализации имущества, возможности удовлетворения государственных нужд.
Осуществление процесса национализации предполагает заключение соглашения с собственником. В случае, когда в процессе переговоров не удалось достичь согласия в отношении размера возмещения или, если собственник национализируемого имущества уклоняется от подписания соглашения о размере возмещения, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере имущественных отношений, обращается в арбитражный суд для разрешения спора о размере возмещения.
В данном случае проектируемые нормы совпадают с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими отношения по изъятию земельных участков для государственных нужд.
Размер возмещения за изымаемое в целях национализации имущество предлагается определять в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об основах национализации в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об основах национализации в Российской Федерации" не потребует расходов из федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Однако объем расходов будет зависеть от объемов имущества, национализируемого в государственную собственность в соответствии с планом национализации на очередной год. В связи с этим расходы на приобретение государством имущества должны предусматриваться в бюджете на предстоящий год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "Об основах национализации в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "Об основах национализации в Российской Федерации", а также отсутствием в законодательстве Российской Федерации единой системы законодательных актов, регулирующих отношения в сфере национализации, необходимо внести изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ. Предлагается дополнить положением о рассмотрении заявлений собственников имущества об оспаривании стоимости национализируемого имущества;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ. Предлагается дополнить положениями о трудовых гарантиях при прекращении трудового договора в результате национализации организации;
3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Предлагается дополнить нормами, закрепляющими полномочия Правительства Российской Федерацией сфере национализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.