Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 76755-7 "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящие поправки разработаны в соответствии пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, который устанавливает, что права и свободы граждан могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Действующая редакция закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" не соответствует названию и целям закона. По существу законом предусматривается передача, не ограниченной законом территории России с природными ресурсами "резиденту" на 70 лет. При этом "резидент" освобождается от уплаты налогов и сборов, выводится из-под действия российского законодательства, при которых страна не получает ничего. А после окончания срока договора, "резидент" имеет право распорядиться созданным им имуществом по своему усмотрению.
Закономерен вопрос, для чего заключать договоры о ТОРах, если никакого развития страна не получит, но лишится природных ресурсов совершенно даром!
Поправка в закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" предусматривает устранение этих противоречий в названии и содержании указанного закона.
1. В соответствии с Федеральным законом, территория опережающего социально-экономического развития создается на 70 лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.
Мировая практика подсказывает, что максимальный срок подобных договоров устанавливается на 49 лет и не было случая, чтобы договоры заключались на 70 лет. Нет семидесятилетнего срока действия договоров и в российском законодательстве. В данном законе 70-летний срок установлен вопреки мировой и российской практике, ничем не обоснован и требует изменения, поскольку может привести к отторжению территории России.
Семьдесят лет слишком большой срок для договора, которым предусматривается передача неограниченной законом территории РФ юридическому лицу, в том числе иностранному, фактически бесплатно, да еще с государственными вложениями и освобождением от налогов. По истечении данного срока "резидент" имеет право распорядиться созданным им имуществом по своему усмотрению. В данном случае уничтожение этого имущества не исключается. Тогда какой смысл создавать условия "резидентам" для паразитирования на государственных ресурсах и бюджете, если в конечном итоге через 70 лет все вернется к первоначальному виду или к более худшему состоянию, поскольку нормальный государственный контроль над хозяйствованием "Резидента" не предусматривается. Нет в действующем законе и требований к "резиденту" в части обязанности привести территорию в надлежащий порядок после расторжения договора о ТОРах. Необходимо отметить, что по истечении 70 лет предъявлять претензии к "резиденту", заключившему договор уже не будет возможности, ни его, ни подписантов с другой стороны уже не будет в живых. Законодательство позволяет передавать имущественные права третьим лицам, так что спросить будет не с кого.
Надо иметь ввиду, что России не всегда будут нужны иностранные инвесторы. Придет время, когда российскому предпринимательству не будет места ни за границей, ни в России, все рынки будут заняты иностранными инвесторами. Нет сомнения, что необходимо оставлять место в государстве для отечественного бизнеса. Но 70-летний срок замораживает нынешнее положение России на 70 лет и изменить что-либо будет сложно.
Необходимо отметить, что меняются международные отношения, вводятся экономические санкции, эмбарго, не прекращается война за финансовые потоки и рынки, за экономическое доминирование в мире, в этом случае, распахивать границы для экономической интервенции весьма опрометчиво. Надо иметь в виду, что Конституция РФ устанавливает приоритет международных законов над Российскими, и отработать в обратную сторону России будет очень сложно.
Законопроектом предлагается изменить срок действия договора с 70 на 30 лет. Именно 30 лет установлен срок стратегического планирования в России и поскольку за пределами этого срока планирования не предусматривается, не должно быть и договоров, не укладывающихся в стратегические планы страны.
Кроме того, любой проект, даже такой, как гидроэлектростанция на сибирских реках строится и окупается в сроки не более 15-20 лет, за 70 лет такой объект уже придет в негодность, что не отвечает целям закона "О территориях опережающего социально-экономического развития".
Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития" предусматривает передачу любой территории РФ, не исключая города Москвы на срок 70 лет любому иностранному инвестору - "резиденту". Те люди, которые будут подписывать соглашение на 70 лет, по истечении этого срока живы уже не будут. А те, кто родился сегодня, не будут знать о существовании такого соглашения. Территория, отданная на 70 лет, навсегда останется у "резидента" той страны, откуда он пришел. За примером далеко ходить не надо. Аляска была отдана Соединенным Штатам в аренду на 49 лет. Ведь не отдали же! Именно поэтому срок договора о ТОРах необходимо сократить до 30 лет, чтобы не создавать прецедента отторжения российской территории.
2. Пункт 3 статьи 16 Федерального закона устанавливает, что лицо, утратившее статус резидента территории социально-экономического развития, вправе распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на территории опережающего социально-экономического развития, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, законом предоставляется право "резиденту" по истечении 70-летнего срока уничтожить все, что он создал за этот срок. Сомнения в том, что резидент не будет уничтожать имущество, это ему не выгодно не имеют под собой оснований. На протяжении 25 лет почти все заводы и фабрики, купленные иностранными инвесторами, были уничтожены. Уничтожались целые отрасли, чтобы убрать конкурентов с мирового рынка и сделать Россию страной-потребителем.
С другой стороны, если с "резидентом" будет досрочно расторгнут договор по причине нарушений или в одностороннем порядке, что делать с недостроенным недвижимым имуществом, которое утратило ценность для "резидента"? Вполне очевидно, что это имущество не будет востребовано государством, его нельзя продать, и не целесообразно достраивать. "Резидент" может его бросить, закон позволяет это сделать. А проблемы решать придется государству.
И наоборот, если резидент создал ценное для государства имущество, но с ним расторгли договор о ТОР, резидент имеет право уничтожить это имущество, либо вывезти с территории, что не отвечает смыслу и содержанию закона о ТОРах.
Россия имеет право устанавливать ограничения на стадии заключения договора, на использование имущества, созданного "резидентом" поскольку по существу является соинвестором проекта, за счет предоставления "резиденту" значительных льгот:
Статья 17 закона о ТОРах предусматривает: льготные арендные ставки (п. 2), приоритетное подключение к инфраструктурам (п. 5), освобождение от уплаты таможенных сборов (п. 7), освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога (п. 8). Кроме того, согласно Федерального Закона 380-ФЗ ТОРы получили нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых, нулевую ставку налога на прибыль, 6-процентную ставку отчислений на обязательное социальное страхование.
"Резиденту" планируется передача крупнейшего в России золоторудного месторождения "Сухой Лог", железорудных месторождений "Удоронгское" и "Нижнеангарское", а также нефтяного месторождения "Лодочное". "Резидент" исчерпает наши природные ресурсы за 70 лет, что же получит Россия в результате реализации проекта? Ничего! Останется только разоренная, опустошенная земля, загаженная терриконами пустой породы, остовы разрушенных корпусов, из которых вывезли оборудование. За 70 лет любое месторождение будет исчерпано и продать ГОК без месторождения будет невозможно. В таком случае, что делать с имуществом? Кто должен приводить в порядок территорию? Кроме того в имущественном комплексе "резидента" могут оказаться жилье, здания социальных организаций, и такое свободное разрешение "резиденту" делать что угодно с имуществом может привести к социальным и экологическим проблемам, решать которые придется за государственный счет.
Доводы о том, что поправки понизят привлекательность инвестпроектов территорий опережающего развития, не имеют оснований. Мы обязаны создавать условия для бизнеса, но этот бизнес должен развивать страну, а не ухудшать ее положение. Законом предусматриваются сказочные условия для бизнеса, но при этом государственные интересы просто нейтрализуются.
Поэтому законопроектом предусматривается внести в соглашение о ТОРах, условие о судьбе недвижимого имущества резидента после окончания срока договора. При этом поправка к закону всего лишь дает право Правительству предусматривать в договоре условие о судьбе недвижимого имущества. Этим правом Правительство РФ может воспользоваться или отказаться при рассмотрении конкретного договора.
С принятием настоящих поправок закон "О территориях опережающего социально-экономического развития" приводится в соответствие с государственными интересами и названием закона. Государство заключает договор с "резидентом" на 30 лет с правом пролонгации. Никакие права инвесторов не ущемляются, тот, кто хочет заниматься бизнесом в России будет работать вечно!
С принятием поправки о судьбе недвижимого имущества, созданного инвестором снимается неопределенность по целой группе вопросов: можно ли уничтожить, то, что создано инвестором, в каком виде инвестор оставляет территорию после расторжения договора, что делать с недостроенным имуществом и пришедшим в негодность. Что делать с имуществом, срок эксплуатации которого на грани истекания, но еще не истек на момент расторжения договора. Что делать с имуществом, распорядиться которым невозможно в силу его технических особенностей или конъюнктуры рынка и прочее.
Главное, поправки защищают Россию и делают территорию действительно развивающейся, а не оккупированной.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
В связи с принятием настоящего закона "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" не потребуется дополнительных расходов из Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" не потребует внесения иных изменений в указанный законодательный акт и в другие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.