Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 699098-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 (далее - Стратегия).
В соответствии с пунктом 12.1 Стратегии система мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте призвана обеспечить, в том числе недопущение поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот.
Вместе с тем современная наркоситуация характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления лекарственных препаратов, обладающих психоактивным действием.
Особым спросом у наркозависимых лиц - так называемых "аптечных наркоманов" - пользуются лекарственные препараты, содержащие прегабалин (торговые наименования "Лирика", "Габана", "Альгерика", "Неогабин", "Линбаг"), тапентадол (торговое наименование "Палексия"), тропикамид (торговые наименования "Тропикамид", "Мидриацил") и циклопентолат (торговые наименования "Цикломед", "Циклоптик", Мецитолин"), которые не относятся к ядовитым или сильнодействующим средствам и в своем составе не содержат ни наркотических, ни психотропных веществ. При этом их употребление не по назначению врача (в том числе непредназначенным способом, в больших дозах, в сочетании с другими веществами или алкоголем) вызывает наркотическое опьянение, а также стойкую зависимость.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, количество наркозависимых лиц, употребляющих вышеуказанные препараты и регулярно обращающихся в наркологические учреждения субъектов Российской Федерации, составляет в среднем от 3% до 5% от общего количества учтенных наркозависимых лиц.
При этом особенно широко "аптечная наркомания" распространена в подростковой и молодежной среде ввиду относительной доступности, простоты применения и интенсивности воздействия лекарственных препаратов, содержащих психоактивные вещества. Зачастую психическая и физическая зависимость от употребления этих препаратов становится основной предпосылкой к употреблению зависимым лицом более "тяжелых" наркотиков и психотропных веществ.
Прегабалин, тапентадол, тропикамид и циклопентолат включены в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 183н (далее - Перечень). В данный Перечень помимо указанных включены также лекарственные средства, содержащие сильнодействующие, ядовитые, наркотические, психотропные вещества и их прекурсоры, в отношении которых на территории Российской Федерации действуют усиленные меры контроля.
При этом наличие особого порядка контроля за обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, не нашло отражения в законодательстве об административных правонарушениях.
Так, в настоящее время частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами установлена административная ответственность, предусматривающая наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Данный состав применяется в отношении всех лекарственных средств и препаратов, в том числе включенных в Перечень.
Несмотря на действующие административные штрафы, в большинстве субъектов Российской Федерации продолжают отмечаться многочисленные факты нарушений в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в том числе нередки случаи их безрецептурного отпуска наркозависимым лицам.
Так, по сведениям Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ), в 2018 году территориальными органами МВД РФ совместно с органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор) было выявлено более 500 фактов безрецептурного отпуска лекарственных средств, обладающих психоактивным действием.
По информации Росздравнадзора, в 2018 году рост количества протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса, составил более 60% от уровня 2016 года.
При этом значительная часть дел об административной ответственности по данной статье была возбуждена в связи с нарушениями в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
Анализируя статистику выявленных правонарушений, следует учитывать, что одним из наиболее типичных и распространенных административных правонарушений в данной сфере является безрецептурный отпуск лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету.
Исследование ситуации в сфере незаконного обращения лекарственных средств, проведенное сотрудниками МВД РФ, показало, что основной причиной распространения случаев безрецептурной продажи лекарственных препаратов является умышленное несоблюдение собственниками аптечных учреждений требований, установленных законодательством Российской Федерации. Это связано с несопоставимостью размеров прибыли, получаемой от незаконной реализации лекарственных препаратов, и убытков, которые могут быть причинены аптечной организации в случае выявления правонарушений контролирующими органами.
В связи с этим законопроектом предлагается дифференцировать административную ответственность за нарушения законодательства об обращении лекарственных средств исходя из степени их общественной опасности, дополнив статью 14.4.2 Кодекса частью 1.1, предусматривающей административную ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами в отношении лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
Учитывая тот факт, что нарушение законодательства в сфере обращения лекарственных средств, обладающих психоактивным действием, способствует развитию наркомании (особенно в молодежной среде), и в целом несет негативные последствия в сфере здравоохранения и общественной безопасности, предлагается установить повышенный размер штрафов для граждан, должностных и юридических лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Кроме того, законопроект предусматривает возможность дисквалификации должностных лиц, допустивших данное правонарушение, а также возможность административного приостановления деятельности юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Введение данных видов административных наказаний направлено на дополнительное стимулирование указанных лиц к соблюдению действующего законодательства, а также позволит избежать совершения повторных правонарушений.
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой нормой Кодекса, предлагается наделить Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Кроме того, в связи с тем, что такие виды административных наказаний, как административное приостановление деятельности и дисквалификация, могут быть назначены только судьей, предлагается предусмотреть возможность передачи дел об административных правонарушениях на рассмотрение судьям.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.