Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 654402-7 "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва"
внесен депутатами Государственной Думы И.В. Белых, Д.Ф. Вяткиным, М.В. Дегтяревым, В.В. Селиверстовым, Г.Г. Онищенко, М.В. Емельяновым
Приложение
к решению Комитета
Государственной Думы
по контролю и Регламенту
от 15 апреля 2019 г. N
Комитет по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона N 654402-7 "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" (далее - проект федерального закона, законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается закрепить на уровне федерального закона проведение эксперимента в виде дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Законопроектом предусматривается тестовое использование в процессе голосования электронных технологий, которые позволят создать дополнительные возможности в реализации избирательных прав граждан в одном или нескольких одномандатных избирательных округах города Москвы, что определится в дальнейшем решением Московской городской избирательной комиссии (статьи 1, 3 законопроекта).
Предполагается, что дистанционное электронное голосование будет осуществляться избирателями с помощью специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы без использования бюллетеня на бумажном носителе.
Избиратель, обладающий активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе города Москвы, будет вправе самостоятельно выбрать формат участия: дистанционное электронное голосование или традиционное голосование.
В целях организации и осуществления дистанционного электронного голосования, а также установления его итогов законопроектом предусматривается создание специальной участковой избирательной комиссии.
Кроме того, законопроект содержит ряд положений, отсылающих в регулировании вопросов организации и проведения голосования к нормам Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Такими отсылочными являются положения законопроекта об основных терминах и понятиях, используемых в законопроекте (статья 2), о требованиях к обеспечению гласности при организации, осуществлении и установлении итогов дистанционного электронного голосования (статья 5), о требованиях к порядку хранения избирательной документации участковой избирательной комиссии по дистанционному электронному голосованию, а также информации о дистанционном электронном голосовании (статья 7).
В связи с этим, Комитет по контролю и Регламенту, поддерживая в целом концепцию законопроекта, считает необходимым при дальнейшем обсуждении рассмотреть вопрос о его расширении за счет внесения изменений в некоторые положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В частности, указанный Федеральный закон следует дополнить положениями о возможности использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг при проведении соответствующих выборов, о порядке подачи жалоб со стороны голосующих дистанционно в электронной форме, об объеме полномочий участковых избирательных комиссий по дистанционному электронному голосованию и порядке подачи избирателями заявлений о выборе формы дистанционного электронного голосования.
Кроме того, отсылая к закону города Москвы, который необходимо будет принять в целях конкретизации положений проекта федерального закона, законопроект не упоминает среди них такие важные требования, как обеспечение безопасности информации и тайны голосования на выборах, а также порядок подтверждения личности избирателей, голосующих дистанционно в электронной форме.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет (исх. от 25.03.2019 N 2.2-1/1104).
Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта (исх. от 13.03.2019 N 3.1-07/895).
На законопроект поступило 23 отзыва от органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 10 от законодательных (представительных) органов и 13 от исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, из которых все отзывы - положительные.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по контролю и Регламенту поддерживает проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.