Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 655193-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части обеспечения реализации прав избирателей и совершенствования объема полномочий избирательных комиссий)
внесен депутатами Государственной Думы О.В. Савастьяновой, И.Е. Марьяш, В.Н. Карамышевым, А.А. Авдеевым, Д.В. Ламейкиным, М.В. Дегтяревым, М.В. Емельяновым, А.А. Ющенко, А.С. Грибовым, Д.Ф. Вяткиным, С.М. Боярским
Досье на проект федерального закона
Комитет по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона N 655193-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона, законопроект) и отмечает следующее.
Основные изменения законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Так, предлагается предоставить возможность реализовать свое активное избирательное право на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и право голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства, но зарегистрированным по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи ими заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения.
В целях обеспечения гарантий реализации прав избирателей, участников референдума, работающих вахтовым методом, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон N 67-ФЗ, закрепляющие порядок включения указанных лиц в списки избирателей, участников референдума по аналогии с избирателями, участниками референдума, находящимися в местах временного пребывания, работающими на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятыми на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), избирателями, участниками референдума, которые будут находиться в день голосования в больницах или местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также с избирателями, участниками референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части.
Другие изменения законопроектом предлагается внести в отдельные положения Федерального закона N 67-ФЗ, касающиеся различных этапов выборного процесса.
Так, в целях обеспечения проведения проверки в отношении лиц, назначаемых членами комиссий, проектом федерального закона устанавливается обязанность соответствующих органов - по представлению комиссии - проводить проверку и предоставлять сведения об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении указанных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
Так, предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право своими законами самостоятельно устанавливать срок полномочий участковых комиссий. При этом максимальный срок полномочий участковых комиссий не может превышать пять лет.
Кроме того, вносятся уточнения, направленные на согласование положений Федерального закона N 67-ФЗ с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вносится уточнение о том, что документ о государственной регистрации избирательного объединения, содержащий наименование избирательного объединения, может быть выдан не только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, но также его территориальным органом.
Проектом федерального закона предусматривается, что денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России", в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на территории, на которую распространяются полномочия комиссии (в настоящее время - в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия).
Также, проектом федерального закона вносятся уточнения в части указания наименования избирательного объединения в бюллетене.
В целях расширения возможности принятия решения о проведении контрольного (ручного) подсчета голосов на участках, на которых применялись технические средства подсчета голосов, устанавливается возможность принятия такого решения не только Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но и комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум.
Кроме этого, проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в статью 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", регулирующую вопросы предоставления избирательным комиссиям сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Так, законопроект предусматривает, что избирательным комиссиям, комиссиям референдума будут предоставляться сведения о государственной регистрации рождения, смерти, перемены имени граждан, что повысит точность списков избирателей, участников референдума.
В целях проведения проверки достоверности сведений о кандидатах, в том числе о наличии у них несовершеннолетних детей, проектом федерального закона вносятся изменения в пункт 2 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ, предусматривающие получение избирательными комиссиями, комиссиями референдума сведений о государственной регистрации заключения и расторжения брака, сведений о государственной регистрации установления отцовства, а также о внесении исправлений или изменений в соответствующие записи актов гражданского состояния.
Таким образом, представляется, что предлагаемые в законопроекте изменения направлены на совершенствование избирательного законодательства в целях усиления обеспечения реализации прав избирателей, а также расширения объема полномочий избирательных комиссий в целях обеспечения открытости и законности при проведении выборов.
Вместе с тем, Комитет по контролю и Регламенту считает целесообразным в пункте 4 статьи 1 законопроекта наряду с максимальным сроком полномочий участковых избирательных комиссий, который может быть установлен законом субъекта Российской Федерации, предусмотреть и минимально возможный срок их полномочий.
Также, Комитет по контролю и Регламенту, не имея замечаний к смыслу и содержанию предлагаемых в пункте 9 статьи 1 проекта федерального закона изменений, считает необходимым внести юридико-технические корректировки указанного пункта законопроекта в целях согласования с текстом изменяемого пункта 32 статьи 68 Федерального закона N 67-ФЗ.
Указанные замечания могут быть проработаны и учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Законопроект не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет (исх. от 25.03.2019 N 2.2-1/1106).
Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта (исх. от 26.03.2019 N 3.1-07/1104).
На законопроект поступило 19 отзывов от органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 8 от законодательных (представительных) органов и 11 от исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, из которых все отзывы - положительные.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по контролю и Регламенту поддерживает проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.