Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 703384-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу
Министерством юстиции Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу (далее - проект федерального закона).
Проект федерального закона предусматривает внесение ряда изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК).
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 74 "Отмена условного осуждения или продление испытательного срока" и 79 "Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания" УК, уточняющие обязанность осужденного по возмещению процессуальных издержек по уголовному делу, в том числе сумм, выплаченных адвокату за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда.
В случае неисполнения осужденным обязанности по возмещению процессуальных издержек по уголовному делу, в том числе сумм, выплаченных адвокату за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда, суд может принять решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, или продлить испытательный срок, либо не применить условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
Также проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в УПК, направленных на закрепление обязанности суда указывать в числе процессуальных издержек, взыскиваемых с осужденного, суммы, подлежащие выплате адвокату, участвовавшему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда.
Внесение предлагаемых изменений в УК и УПК позволит максимально возместить в бюджет Российской Федерации расходы на оплату труда адвокатов, участвующих в делах по назначению дознавателя, следователя или суда.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения направлены на повышение гарантий реализации предусмотренного статьей 48 Конституции Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи и эффективности использования бюджетных средств.
Конкретизируя конституционные положения о праве на бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законом, и о защите права собственности, в настоящее время в УПК урегулированы как порядок и условия обеспечения обвиняемому права на помощь защитника (адвоката), в том числе по назначению дознавателя, следователя или суда (статьи 16, 47, 49 - 52 УПК), так и возможность освобождения обвиняемого от возмещения расходов на оплату труда адвоката в случаях отказа от его помощи, реабилитации обвиняемого или его имущественной несостоятельности (части четвертая - шестая статьи 132 УПК). УПК расходы на оплату труда адвоката в случае его участия в уголовном судопроизводстве по назначению отнесены к процессуальным издержкам (пункт 5 части второй статьи 131 УПК), которые могут быть взысканы с осужденного по решению суда после разрешения уголовного дела по существу, о чем указывается в резолютивной части приговора (часть вторая статьи 132, пункт 13 части первой статьи 299 и пункт 3 части первой статьи 309 УПК).
Институт процессуальных издержек в части возможности взыскания с осужденного расходов на оплату труда адвоката в случае его участия в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и признавался полностью соответствующим Конституции Российской Федерации (например, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 2001-О, от 19 июля 2016 г. N 1627-О, от 27 марта 2018 г. N 788-О).
В целях установления единообразия правоприменительной практики необходимость конкретизации условий возмещения процессуальных издержек осужденными отражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам" (далее - постановление Пленума).
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в часть пятую статьи 220, часть третью.1 статьи 225 УПК, дополнив их уточнением о том, что к обвинительному заключению, обвинительному акту прилагается справка, в том числе о процессуальных издержках, включая отдельно суммы, подлежащие выплате адвокату за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда. Аналогичные изменения предлагается внести в пункт 13 части первой статьи 299 и пункт 3 части первой статьи 309 УПК.
При этом положениями пункта 2 части первой статьи 221 и пункта 1.1 части первой статьи 237 УПК в редакции законопроекта устанавливается, что в случае отсутствия вышеуказанной справки уголовное дело подлежит возвращению следователю или прокурору соответственно для устранения выявленных недостатков либо препятствий его рассмотрения судом.
Проект федерального закона касается только тех издержек, которые взысканы с осужденного приговором суда, вступившим в законную силу. В этой связи реализация предусмотренных проектом федерального закона положений не повлечет возложения дополнительного имущественного бремени на осужденных.
В соответствии с частью шестой статьи 132 УПК процессуальные издержки в виде расходов на адвоката, осуществлявшего защиту по назначению дознавателя, следователя или суда, не взыскиваются с осужденного в случае выявления его имущественной несостоятельности. В пункте 7 постановления Пленума подчеркивается, что если суд при решении вопроса о процессуальных издержках придет к выводу об имущественной несостоятельности осужденного, то в силу положений части шестой статьи 132 УПК процессуальные издержки должны быть возмещены за счет средств федерального бюджета. В этой связи предлагаемые проектом федерального закона изменения не создадут дискриминационное различие между осужденными по имущественному признаку.
Указанные предложения соответствуют заложенной в действующее процессуальное законодательство концепции регулирования процессуальных издержек.
Необходимо отметить, что расходы бюджета по выплате вознаграждения адвокатам по назначению относятся к процессуальным издержкам в составе судебных расходов и на основании статьи 132 УПК подлежат возмещению в бюджет путем последующего взыскания с осужденного.
Минюстом России из Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов были запрошены сведения об объемах взыскиваемых с должников процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, в том числе по взысканию в доход государства расходов на оплату вознаграждения адвокатов за 2016 и 2017 годы.
Согласно информации, представленной Федеральной службой исполнения наказаний, объем взыскиваемых с осужденных процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу составил: в 2016 году - 104 614,8 тыс. рублей, в 2017 году - 112 873,5 тыс. рублей, в том числе на оплату вознаграждения адвоката, участвующего в делах по назначению дознавателя, следователя или суда, в порядке, установленном УПК, в 2016 году - 58 640 тыс. рублей, в 2017 - 61 792,2 тыс. рублей.
По информации Федеральной службы судебных приставов, в 2016 году в территориальных органах ФССП России на исполнении находилось 289,9 тыс. исполнительных производств о взыскании с должников процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, в том числе по взысканию в доход государства расходов на оплату вознаграждения адвокатов, на общую сумму 1,5 млрд. рублей.
В 2017 году на исполнении находилось 221,1 тыс. исполнительных производств о взыскании с должников процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, в том числе по взысканию в доход государства расходов на оплату вознаграждения адвокатов, на общую сумму 1,4 млрд. рублей. В результате принятых судебными приставами-исполнителями мер принудительного исполнения взыскано 160,5 млн. рублей.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу", не повлечет необходимости выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.