Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 707755-7 "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации"
Основными задачами демографической политики Российской Федерации в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, являются повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, укрепление института семьи, что в свою очередь требует усиления государственной поддержки семей, имеющих детей, обеспечения их потребностей.
Одним из важнейших прав ребенка и обязанностей родителей, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации и обеспечиваемых статьей 43 Конституции Российской Федерации, является право на образование. В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
В соответствии с частью 2 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Прием в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам осуществляется с учетом проживания на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В то же время семьи, имеющие двух и более детей школьного возраста, нередко сталкиваются с проблемами устройства на обучение детей в одну школу, в том числе в случае изменения места жительства семьи при приеме младших детей на обучение, что создает очевидные неудобства, как для детей, так и их родителей, и соответственно не способствует укреплению семьи, созданию благоприятных условий решения демографической проблемы в стране. В том случае, если в семье даже два ребенка учатся в разных школах, доставить их к началу занятий в разные учебные учреждения, зачастую отдаленные по территориальному признаку, представляется довольно затруднительным, а иногда и вовсе невозможным, в том числе с учетом начала рабочего времени родителей. В случае, если в семье трое или более детей, ситуация еще больше усложняется, фактически ограничивая право детей на качественное образование, безопасное передвижение по пути в школу и обратно, на полноценный отдых, а родителей - в возможности осуществлять трудовую деятельность и обеспечивать семью, особенно в неполных семьях. Таким образом, лишь семьи с высоким достатком, которые могут позволить ежедневное сопровождение несовершеннолетних детей на пути в разные учебные заведения и обратно, могут иметь двух и более детей.
Учитывая, что право ребенка на обучение в образовательной организации вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с правом ребенка жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи, настоящим законопроектом предлагается закрепить право преимущественного приема при прочих равных условиях на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, где уже обучаются братья, сестры ребенка. Данное право связано с фактом проживания детей в одной семье.
Преимущественное право приема братьев и сестер детей, уже обучающихся в соответствующей образовательной организации, предусмотрено нормативными правовыми актами отдельных субъектов Российской Федерации (Тверская область, Санкт-Петербург) и муниципальных образований.
Названные меры направлены на развитие системы государственной поддержки семей с детьми, будут способствовать укреплению семьи, развитию института многодетности и обеспечивать реализацию прав детей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.