Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 517194-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях установления положений, стимулирующих финансирование деятельности по развитию спорта в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы В.Г. Газзаевым, М.В. Емельяновым, А.Г. Аксаковым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 517194-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях установления положений, стимулирующих финансирование деятельности по развитию спорта в Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, он направлен на вовлечение дополнительного частного капитала в финансирование профессионального футбола и профессионального спорта в целом.
Законопроектом предлагается внести изменение в подпункт 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), предусматривающее право налогоплательщиков, передающих на безвозмездной основе в государственную или муниципальную собственность объекты физической культуры и спорта, не восстанавливать налог на добавленную стоимость, ранее принятый к вычету по указанным объектам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению). При этом на основании пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при строительстве указанных объектов, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).
Реализация предложения о наделении налогоплательщиков, передающих на безвозмездной основе в государственную или муниципальную собственность объекты физической культуры и спорта, правом не восстанавливать налог на добавленную стоимость, ранее принятый к вычету по указанным объектам, ставит их в преимущественное положение по сравнению с налогоплательщиками, передающими на безвозмездной основе иные объекты социально-культурного назначения, например, жилые дома, детские сады, санатории, которые в аналогичной ситуации будут обязаны восстановить ранее принятый к вычету НДС по передаваемым объектам.
Кроме того, освобождение налогоплательщиков, безвозмездно передающих органам государственной власти и местного самоуправления объекты физической культуры и спорта, от обязанности восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, по существу будет являться субсидированием из бюджета налогоплательщиков, осуществивших строительство данных объектов, на сумму налога на добавленную стоимость. При этом пояснительная записка не содержит обоснования данной меры государственной поддержки, более того в ней отражено, что законопроектом предлагается схема снижения нагрузки на государственный и муниципальный бюджеты за счет пропорционального замещения объемов финансирования футбольных клубов из средств частного капитала.
Законопроектом также предлагается учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы в виде фактически перечисленных профессиональным футбольным клубам безвозмездно средств на цели финансирования их деятельности.
В соответствие с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В соответствии со статьей 572 Гражданского кодекса Российской Федерации под безвозмездной передачей имущества подразумевается дарение. Таким образом, стоимость безвозмездно переданного имущества не может быть учтена для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов в связи с несоответствием таких затрат положениям статьи 252 Налогового кодекса.
Кроме того законопроектом предусмотрено внесение изменения в статью 284 Налогового кодекса, предоставляющего право субъектам Российской Федерации устанавливать пониженные ставки по налогу на прибыль для организаций, заключивших спонсорский (партнерский) договор с профессиональным спортивным клубом.
Следует отметить, что Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" право субъектов Российской Федерации устанавливать пониженную ставку налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, сохранено лишь в отношении организаций - резидентов особой экономической зоны, организаций - участников Особой экономической зоны в Магаданской области, а также организаций - участников региональных инвестиционных проектов.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 517194-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях установления положений, стимулирующих финансирование деятельности по развитию спорта в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.