Заключение Счетной палаты РФ от 11 октября 2018 г. N ЭСП-159/03-01
на проект федерального закона N 517194-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях установления положений, стимулирующих финансирование деятельности по развитию спорта в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 517194-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях установления положений, стимулирующих финансирование деятельности по развитию спорта в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 12 сентября 2018 г. N 141).
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы, предлагается внести изменение в подпункт 2 пункта 3 статьи 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающее право налогоплательщиков, передающих на безвозмездной основе органам государственной власти или органам местного самоуправления объекты физической культуры и спорта, не восстанавливать налог на добавленную стоимость (далее - НДС), ранее принятый к вычету по данным объектам.
Кроме того, законопроектом предлагается в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, по налогу на прибыль учитывать безвозмездно перечисленные средства профессиональным футбольным клубам, а также предоставить право субъектам Российской Федерации по снижению налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций, заключивших спонсорский (партнерский) договор с профессиональным спортивным клубом, до 12,5%.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 названной статьи, с некоторыми исключениями.
С учетом изложенного дополнение перечня операций, дающих право налогоплательщикам не восстанавливать НДС, в части безвозмездной передачи органам государственной власти или органам местного самоуправления объектов физической культуры и спорта по существу будет являться субсидированием из бюджета налогоплательщиков, осуществляющих строительство данных объектов, на сумму НДС, ранее принятого к вычету по таким объектам.
Также реализация положений законопроекта в данной части может повлечь выпадающие доходы федерального бюджета, размер и источники компенсации которых в материалах к законопроекту не отражены.
В части налога на прибыль полагаем важным отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, безвозмездно передаваемое имущество - это пожертвования, которые не могут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поскольку не являются расходами, связанными с производством и (или) реализацией, не направлены на получение дохода и не могут быть квалифицированы как экономически обоснованные.
В части предоставления законопроектом права субъектам Российской Федерации по снижению налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций, заключивших спонсорский (партнерский) договор с профессиональным спортивным клубом, до 12,5% полагаем важным отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" право снижения для отдельных категорий налогоплательщиков налоговой ставки по налогу на прибыль до 12,5% на основании законов субъектов Российской Федерации с 1 января 2019 года исключено и ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, на основании законов субъектов Российской Федерации может быть снижена только для организаций - резидентов особой экономической зоны, организаций - участников Особой экономической зоны в Магаданской области, а также организаций - участников региональных инвестиционных проектов.
На основании изложенного законопроект не может быть поддержан.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.