Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 634954-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о наделении полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий должностных лиц местной администрации городского округа),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы 11 марта 2019 года (протокол N 178, пункт 55) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 634954-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о наделении полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий должностных лиц местной администрации городского округа) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - автор), и отмечает следующее.
Законопроект направлен на решения ряда проблем выявленных в ходе применения Федерального закона от 06 ноября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Законопроектом предлагается наделить должностное лицо местной администрации городского округа правом совершать отдельные нотариальные действия во входящем в состав городского округа населённом пункте, в котором нет нотариуса, в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в этом населённом пункте. При этом глава местной администрации городского округа не наделяется таким правом, поскольку он осуществляет свою деятельность в административном центре, в котором есть нотариусы.
В настоящее время основной причиной недостаточности доступности нотариальных услуг для населения Крайнего Севера и Дальнего Востока является меньшая численность населения в сравнении с аналогичными показателями численности по России в целом и другими федеральными округами, отличные от крупных городов доходы населения, а также проблема транспортной доступности.
В соответствии со статьей 1 Основ Российской Федерации о нотариате в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса отдельные нотариальные действия вправе совершать глава местной администрации поселения или уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района или уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.
Вместе с тем следует отметить, что Федеральным законом от 3 апреля 2017 года N 62-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части правового регулирования в сфере территориальной организации местного самоуправления в городских округах. В частности, было уточнено понятие "городской округ". В связи с этими муниципальные образования (поселения) были включены в состав городских округов. В результате преобразования муниципальных районов в городские округа повлекли ликвидацию органов местного самоуправления поселений и, соответственно, снижение территориальной доступности нотариальных услуг для граждан, проживающих в населённых пунктах, где ранее органы местного самоуправления поселений обладали правом совершать нотариальные действия.
Комитет также отмечает, что проблема нехватки профессиональных кадров, исполняющих обязанности нотариусов в малонаселенных и труднодоступных местностях с неблагоприятными климатическими условиями характерна для всех регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Одним из основных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и Российской Федерации является наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации устанавливается, что реализация государственной власти осуществляется посредством деятельности государственного органа на основе разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной.
Основные виды государственных полномочий, в осуществлении которых участвуют органы и должностные лица местного самоуправления, определены Федеральным законом N 131-ФЗ. К ним относятся отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом и законом субъектов Российской Федерации. При этом согласно положениям статей 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов предоставлено право решать вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения, но предусмотренные в данных статьях. Также органы местного самоуправления имеют право участвовать в реализации иных государственных полномочий, в том числе не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ, если это участие предусмотрено федеральными законами.
Кроме того, в соответствии с частью 4.1 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им согласно статье 19 Федерального закона N 131-ФЗ, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в выполнении указанных полномочий.
По мнению Комитета, предложенное законопроектом решение проблемы повышения степени доступности нотариальных услуг для населения в малонаселенных и труднодоступных местностях представляется логически оправданным и своевременным.
Также обращаем внимание, что в целях решения данной проблемы на рассмотрение Государственной Думы были представлены ряд законодательных инициатив, в частности, проекты федеральных законов: N 71964-7 "О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", Магаданской областной Думой; N 435978-7 "О внесении изменений в статью 161 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", внесенный Думой Чукотского автономного округа; N 452432-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", внесенный депутатами Государственной Думы Р.В. Кармазиной, А.Ю. Брыксиным, А.В. Чернышевым и другими; N 452442-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Р.В. Кармазиной, А.Ю. Брыксиным, А.В. Чернышевым и другими. Однако ни одна из инициатив не была поддержана Правительством Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемое законопроектом преобразование системы обеспечения нотариальной помощи позволит повысить доступность оказания населению нотариальных услуг гражданам, проживающим в труднодоступных, отдаленных местностях, с учетом специфики социально-экономического развития труднодоступных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также Дальнего Востока.
В связи с вышеизложенным Комитет считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 634954-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думы принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.