Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 634954-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(о наделении полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий должностных лиц местной администрации городского округа)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается наделение уполномоченного должностного лица местной администрации городского округа правом совершать предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) нотариальные действия, на территории входящего в состав городского округа населенного пункта, в котором нет нотариуса.
По действующему законодательству такое право предоставлено органам местного самоуправления поселения и муниципального района в случае отсутствия нотариуса в городском, сельском поселении или в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах. При этом Основами предусмотрены механизмы обеспечения доступа граждан к нотариальным услугам, которые реализуются нотариальным сообществом (выезды нотариусов, изменение территории деятельности нотариуса, материальная поддержка нотариусов в труднодоступных, отдаленных местностях).
В то же время проведенное укрупнение муниципальных образований, сопряженное с утратой рядом поселений статуса муниципального образования и включением их в состав территории городского округа, привело к снижению доступности нотариальных услуг для граждан, проживающих в населенных пунктах, в которых нет нотариуса, и в которых ранее органы местного самоуправления обладали правом совершать нотариальные действия.
В целях сохранения доступности нотариальных услуг для таких граждан, законопроект вводит возможность совершения органами местного самоуправления городского округа нотариальных действий. При этом законопроектом сформулирован ряд ограничений, направленных на противодействие необоснованному расширению полномочий органов местного самоуправления:
- указанные полномочия могут исполняться только во входящем в состав городского округа населенном пункте, где нет нотариуса, и который не является административным центом городского округа (то есть исключаются крупные муниципальные центры, в которых уже есть нотариусы);
- указанные полномочия предоставляются только уполномоченному должностному лицу местной администрации, которое в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет обязанности в вышеуказанном населенном пункте (осуществлена "привязка" к определенной территории, где не обеспечена деятельность нотариуса, глава городского округа, например, такими полномочиями не наделяется).
Согласно статье 33.1 Основ Минюст России осуществляет контроль за исполнением должностными лицами органов местного самоуправления указанных полномочий, проводит проверки их деятельности.
Законопроект устанавливает обязанность органов местного самоуправления по представлению сведений обо всех должностных лицах, уполномоченных на совершение нотариальных действий, в Минюст России (дополнения в ст. 1 Основ). Проектируемыми изменениями статьи 33.1 Основ прямо предусматривается, что в случае невыполнения законных требований при проведении проверки, невыполнении предписания уполномоченного органа, соответствующее должностное лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. При этом проектом N 634947-7 "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вносится корреспондирующее изменение в КоАП РФ, наделяющее органы Минюста России правом составлять протоколы об административных правонарушениях, которые направляются в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Учитывая, что законопроект направлен на сохранение доступности нотариальных услуг для граждан, его концепция может быть поддержана.
При этом необходимо учитывать, что нотариальная деятельность является особой юридической деятельностью и осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов (например, органом регистрации прав не осуществляется проверка законности нотариально оформленного документа). К нотариусам предъявляются высокие квалификационные требования: высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет, прохождение профессиональной стажировки, сдача квалификационного экзамена.
Анализ практики совершения отдельных нотариальных действий должностными лицами выявляет большое число злоупотреблений, а также ошибок, совершаемых указанными лицами в силу отсутствия у них специальных знаний.
В целях сокращения рисков участников гражданского оборота, Комитет полагает целесообразной корректировку полномочий органов местного самоуправления в части исключения сложных нотариальных действий (вопросы, связанные с наследством, удостоверение доверенностей по распоряжению недвижимым имуществом и др.).
Кроме того, обсуждения требуют дополнительные меры контроля за осуществлением органами местного самоуправления нотариальных действий, в том числе за порядком и правильностью их оформления, передачей соответствующих материалов в Единую информационную систему нотариата, последствия не направления необходимых сведений.
Срок вступления федерального закона в силу следует скорректировать с учетом необходимости подготовки Минюстом России изменений в подзаконные акты.
При подготовке законопроекта ко второму чтению следует учесть, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 631751-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования вопросов территориальной организации местного самоуправления), принятый в первом чтении 19 марта 2019 года, который предусматривает изменение территориальной организации местного самоуправления, в частности, вводит новый вид муниципального образования - муниципальный округ.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 634954-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о наделении полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий должностных лиц местной администрации городского округа).
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.